Концепция государственной антинаркотической политики: ДВА взгляда на одну проблему

27.03.2021

антинаркотический фронт31 марта 2009 года в Московском Доме творчества на Миуссах состоялась научно-практическая конференция «Об элементах концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации». В обсуждении предложенных докладов и сообщений приняли участие 370 представителей государственных и общественных организаций Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

ПЕРЕД СОБРАВШИМИСЯ ВЫСТУПИЛИ:

  • Маняткин Евгений Юрьевич — заместитель руководителя Аппарата Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации
  • Зазулин Георгий Васильевич — доцент кафедры конфликтологии СПбГУ, представитель ECAD в России
  • Фролова Наталья Алексеевна — доцент Российской академии Государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
  • Целинский Борис Прокофьевич — заместитель начальника научно-исследовательского центра №6 НИИ МВД России, кандидат юридических наук
  • Дубровский Роман Геннадьевич — кандидат социологических наук, консультант комитета по информационно#аналитическому обеспечению правительства Ленинградской области
  • Рукина Ирина Михайловна — доктор экономических наук, академик РАЕН, советник Председателя Совета Федерации РФ
  • Клименко Татьяна Валентиновна — доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

Концепция государственной антинаркотической политики:
ДВА взгляда на одну проблему

Маняткин Евгений Юрьевич
Маняткин Евгений Юрьевич
-1-ый заместитель руководителя Аппарата Государственного антинаркотического Комитета Российской Федерации

Проблема наркомании в последнее время настолько серьезна, что ни правоохранительные органы, ни медицинские учреждения не в состоянии с ней справиться без принятия целого комплекса мер. Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК) было принято решение о разработке новой концепции государственной антинаркотической политики. На 3-ем заседании ГАК, состоявшемся в декабре прошлого года, представителями около 30 федеральных органов исполнительной власти, т.е. практически всех заинтересованных министерств и ведомств, был создан ряд межведомственных групп. Уже приступила к работе межведомственная рабочая группа по разработке концепции государственной антинаркотической политики. Но руководствуясь только интересами ведомственными и государственными, без учета общественного мнения, я считаю, подготовить такую концепцию невозможно, поэтому выработать основные тезисы в той государственной политике, которую будет проводить комитет, мы можем только вместе с вами. Надо учесть, что предыдущая государственная концепция была разработана и принята в 1993 году. За это время произошло достаточно много событий, изменилась ситуация. Предыдущая концепция ставила целью создание ФСКН — специального органа государственной власти, который бы занимался вопросами противодействия процессам наркотизации страны. Такой орган был создан, а 2 года назад был образован государственный антинаркотический комитет, призванный объединить в борьбе с наркоманией все усилия, все государственные структуры, общественные и муниципальные организации. Действительно, эти нововведения, так же, как и принятие закона о противодействии наркотикам, сыграли свою роль по исправлению ситуации. 

Начиная с 2001 года, мы столкнулись с абсолютно новым для нашей страны явлением — это наркотрафик. Вообще, под словом трафик в наших сферах понимается регулярный канал поставок нелегальных товаров. Наркотрафик как таковой был и раньше, в частности, в США боролись и продолжают бороться с трафиком кокаина. У нас же появились каналы поставок наркотиков из Афганистана. В середине 90-х годов это были опиаты, опийные производные, сейчас это героин — наркотик высокой степени очистки, одно из наиболее пагубных современных психоактивных веществ. По данным Минздрава, человек может употреблять героин всего 5-7 лет, дальше наступает смерть. 

В условиях расширения афганского наркотрафика, мы считаем необходимым создать новую, измененную концепцию государственной антинаркотической политики. Мы понимаем степень опасности проникновения на наш рынок кокаина, поступающего из США, синтетики из Западной Европы. Наконец, наше собственное производство на основе каннабисных тоже является непосредственной угрозой российскому населению. Это те опасности, которые необходимо искоренять. В процессе создания концепции новой антинаркотической политики мы исходили из геополитического фактора: с момента ввода в Афганистан американских войск в 2001 году производство наркотиков увеличилось более чем в 44 раза. Сейчас именно из Афганистана поступает 93% опиатов, более 50% каннабисного масла и гашиша. Осознавая значимость этих цифр, при разработке новой антинаркотической концепции особое внимание мы уделили противодействию афганскому наркотрафику. 

Сама структура концепции опирается на 2 фактора: необходимость уменьшения предложения наркотика и необходимость уменьшения спроса. То есть, с одной стороны — борьба с наркотрафиком, а с другой — борьба с наркосредой, в которую преступное сообщество пытается вовлечь нашу молодежь. Исходя из двух этих направлений, и сама концепция будет состоять из двух частей. За уменьшение предложения на наркотики должны отвечать специальные службы. В борьбе за уменьшение спроса в первую очередь должны участвовать клиники и общественность. Здесь речь идет о профилактике, лечении и реабилитации. Как я уже говорил, по результатам мониторинга по употреблению наркотиков различными группами граждан, основная угроза идет именно из Афганистана. Если раньше мы имели дело с поставками опиатов, то теперь это героин. Анализ наркотрафика показал, что существует несколько составляющих его систем. Во-первых, это система производства: 95% наркозависимых это опиатные зависимые. 93% производства этого зелья — Афганистан. Замечу, что не только Россия подвержена воздействиям наркотрафика, это уже давно мировая проблема. Существует также система воспроизводства наркотрафика и система воспроизводства наркозависимых. 

Наркотрафик осуществляется из Афганистана через граничащие с нами государства, приграничные области России, идет в наши крупнейшие промышленные города, центры нефтегазовой отрасли, массового пребывания граждан. В обратную сторону идут денежные потоки, направляемые непосредственно на увеличение самих посевов мака и конопли, на финансирование терроризма. Если говорить о России, то эти средства предназначены на коррупцию госаппарата, на рост преступности и заболеваний. Мы понимаем, что системе наркотрафика необходимо противопоставить свою систему его нейтрализации, и мы ее должны создать. Мы поняли, что не можем работать без международных организаций, не можем не использовать силы и средства наших спецслужб, в том числе и за рубежом. Мы не можем не использовать прежде всего ФСКН, таможенные службы на границах, мы будем использовать возможности Минтранса, Минсельхоза, Росмониторинга и других служб, Федеральной миграционной службы на государственной границе. А что касается территории самой Российской Федерации, то в этом процессе будут участвовать Минсоцздравразвития и ряд других. Если говорить о государственном подходе, мы определили, кто чем должен заниматься, и все эти вопросы найдут свое отражение в концепции. Как я уже говорил, основной упор концепции приходится на нейтрализацию афганского наркотрафика. В 2002 г. в этой стране было произведено 3400 т опия, а в 2007 г. — 8200 т а также растет производство каннабиса. Если говорить о кривой роста количества наркоманов, то с 1999 г. По 2007 г. можно констатировать ощутимый рост. То же самое с количеством граждан, умерших от наркотиков. Мы уже озвучивали эту цифру: около 80 молодых людей умирает от наркотиков ежедневно. Исходя из тех фактов, что мы с вами проанализировали, мы вышли на следующую структуру концепции. Наша цель на сегодня — уменьшение влияния всех факторов, которые позволяют наркотизировать население. Имеются две системы мер, которые будут реализовывать нашу концепцию. Первая, это система мер по сокращению предложения наркотиков. Она включает в себя международное сотрудничество, потому что без этого невозможно решить такую проблему. Второе — это Афганистан. Вы знаете, что недавно в Москве прошла международная конференция по Афганистану, где обсуждались все эти вопросы. 

Вопрос наркотрафика из Афганистана удалось поставить на мировой уровень. Следующая мера — это борьба с незаконным оборотом наркотиков на территории России. Необходимо проанализировать ситуацию со спросом на наркотики, поэтому мониторинг наркоситуации, ее состояние и выработка соответствующих предложений — это очередная задача при подготовке системы мер по сокращению спроса. Вторая составляющая этой меры — это профилактика наркомании. Здесь подключаются общественные организации, потому что у силовых структур слишком много своих дел. Следующая составляющая -это лечению больных наркоманией и реабилитация нарозависимых. В этой области больше работы для медиков. Вот такая концепция была предложена членам Государственного антинаркотического комитета. Как я говорил, была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли около 30 человек. К сожалению, туда не вошли представители общественности. Я могу сказать, что те, кто вошел в состав группы, постоянно встречаются с общественностью, это ведущие эксперты в своих ведомствах. 

Рассмотрение предлагаемой концепции прошло уже несколько этапов, мы неоднократно обсуждали ее с экспертами. По объему это 18-ти страничный документ. Как только концепция будет готова, мы передадим ее в Благотворительный фонд «Нарком», чтобы вы выложили ее на своем сайте для подключения общественности к обсуждению основных положений документа. Основная линия, которую мы хотим провести, связана с положением в России, с наркотрафиком и Афганистаном. Эту концепцию мы хотим связать с федеральной Целевой программой, в которой будут участвовать более 15 министерств и ведомств. Концепция будет действовать до 2014 года и основной ее задачей будет снижение наркотрафика из Афганистана как минимум в 2-3 раза за 5 лет. 

Мы планируем в мае месяце вынести ее на обсуждение очередного заседания Государственного антинаркотического комитета. В перспективе мы ее предложим на рассмотрение Президенту. После его утверждения она станет документом, определяющим государственную политику, антинаркотическую стратегию страны и мы вместе с общественностью сможем выступить единым фронтом против наркотизации страны. Вот все, что я хотел сказать. Все ваши предложения по концепции будут переданы нам на обсуждение и, может быть, кто-нибудь из вас подключится к работе над этим самым главным для всех нас документом.

Зазулин Георгий Васильевич
Зазулин Георгий Васильевич
— доцент кафедры конфликтологии СПбГУ, представитель ECAD в России

Я услышал из выступления представителя ГАК, что надо исходить из угроз, таких, как героин, например. А можно исходить из цели. Мы документ называем «Государственная антинаркотическая политика». А государство должно выполнять целый ряд общих задач, решать проблемы, которые волнуют все население. И задача выведения страны из наркотического коллапса будет решена, если за дело возьмется каждая ветвь власти — законодательная, исполнительная и судебная. Да еще и СМИ к этому подключатся. Так что концепцию надо писать так: что конкретно в этом плане должен делать парламент, что — исполнительная власть, включая Администрацию президента, и в каких случаях действует судебная. К тому же, у нас три уровня власти: федеральная, региональная и муниципальная. Представляете, сколько особенностей надо учитывать в каждом конкретном случае! 

Я считаю, что если в концепции не будет сказано, что деятельность ГАКа должна обеспечиваться деятельностью института, научно-исследовательского центра — междисциплинарного, государственной политики и управления — то никакого результата не будет. Чиновнику некогда заниматься тонкими материями, сущностными вещами. Он работает с бумагами. Там нет возможности погружаться в исследования. А мы сегодня даже не хотим понять, что профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности — это не одно и то же. Мы говорим о них, зачастую, как о вещах совершенно тождественных. Мы говорим «незаконный оборот наркотиков» и не понимаем, что употребление наркотиков не всегда подразумевает незаконный оборот. Мы в самом основании своем не имеем твердых убеждений, терминов, и в этом состоянии сознания пытаемся создать концепцию. Я боюсь, что новая концепция просто заменит красивым названием прежнюю — 1993 года. Она так и называлась: концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ. К сожалению, она во многом так и не была выполнена. 

Сегодня концепция должна выглядеть по структуре так: ветви власти — это столбцы, а в них идут строки: федеральная власть, региональная, муниципальная. Я хочу понять, чем должна отличаться антинаркотическая политика мэра города от политики губернатора. А политика министерств — это уже новый уровень. Как трехступенчатый объект, все эти составляющие не должны противоречить друг другу, а только усиливать. 

Если в субъектах Федерации, муниципальных образованиях, работа будет так выстроена, что мы сможем наглядно видеть, как сокращается число больных наркоманией, как уменьшается наркопреступность, то мы с вами все будем счастливы. Но у нас нет еще Центра исследований политики управления, который мог бы разбираться, как влияют решения власти на наркоситуацию. Этого никто не исследует. Вот в Татарстане. Там борются с наркотиками, принимают различные решения на уровне республики, а что в результате происходит с наркоситуацией, никто не исследует. Поверьте мне, изъятые килограммы, о которых нам докладывают, почти не сказываются на целях. Бороться с героиновым наркотрафиком нужно, но не стоит пребывать в иллюзии, что его реально можно перекрыть границами. У героина есть синтетический заменитель — 3-метиламфетамин. Десять килограмм его заменяют сорок тонн натурального героина. Это количество синтетика можно сделать в домашних условиях. 

Когда мы говорим о том, чтобы перекрыть каналы доставки, получается, мы цель подменяем. Даже если мы на всей планете уничтожим весь героин, найдутся умельцы, которые придумают еще какую-нибудь пакость. А все твердят одно и то же: есть угроза. Если не будет наркопотребителей, то героином можно будет садовые дорожки посыпать — сам по себе он никому не нужен. Нам обязательно надо очень хорошо все продумать, потому что концепция — это проект на многие годы, для всей страны. 

Мы только думаем, что пацаны сами принимают решения в пользу наркотиков. Нет. Корни их решения лежат в атмосфере, которая царит в обществе, в том, какова государственная политика. А у нас нет антинаркотической политики пока. Она только выстраивается. Некоторые люди ошибочно думают, что проблема наркотиков имеет только социальную и юридическую сторону. И государство пока так же видит проблему. Оно предлагает бороться со спросом и предложением. Но это очень упрощенный вид. Наркоманы видят проблему по-другому. Они видят ее как био-психо-социо-духовную проблему. Иногда к зависимости приводит биология: если родители наркоманы, то ребенок рождается уже с плохими генами. Иногда приводит психологический фактор, это могут быть какие-то психические нарушения, проблемы с характером. Духовные проблемы — это отсутствие ценностей. Социология — это окружение. Всегда кого-то приводит к наркотику определенная причина. Но объединяются они вот в эти четыре блока: биологический, психологический, социальный и духовный. До этого додумались те, кто сам в прошлом был наркозависим. Но ученые должны видеть наркореальность значительно глубже, состоящей из 15-18 компонентов. Потому что проблему составляет не только оборот наркотиков, это и еще оборот денег, идей (в частности, борьба за легализацию), информации. В рамках нашей магистерской программы в Петербургском университете мы рассматриваем эти 18 пунктов. Каждый спецкурс — это фрагмент наркореальности. 

Когда мы будем видеть своего противника детально, и учитывать это в своих стратегиях и планах, тогда в нашей работе будет все нормально. Мы должны придти к пониманию, что борьба с наркотиками должна вестись на уровне управления политикой. Те, кто приходят к высоким должностям в сфере борьбы с наркотизацией страны, должны пройти курс повышения квалификации, например, двухгодичные курсы по магистерской программе. Где вы видели армию, которая не готовит штабных работников, связывающих управление всеми родами войск? На сегодняшний день таких «штабистов» в антинаркотической политике нет. И пока мы этого не поймем, ситуация не изменится. 

Теперь давайте по объектам разберемся, что такое уголовная, социальная и антинаркотическая политика. Уголовная — это наркопреступность, социальная — это наркомания как медицинское явление и наркотизм как социальное явление. А вот антинаркотическая политика должна видеть своим объектом наркоконфликт. По определению, уголовная политика занимается лицами, участвующими в незаконном обороте наркотиков и отбывающими наказание в местах лишения свободы. Социальная занимается лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации в связи с потреблением наркотиков (передозировка, зависимость, социальная деградация). Антинаркотическая — это определение того, кто находится на стороне государства, и кто находится на стороне наркорынка в их борьбе за молодежь. Антинаркотическая политика занимает ся наркоситуацией, как результатом этого противоборства, изучает и регулирует отношение к миру наркотиков органов власти, которые уже стоят на стороне «противнаркотиков», и, наконец, эта политика формирует институт профилактики. Чем страшна нынешняя структура, так это тем, что принцип приоритета профилактики исчезает. В той концепции, которую нам предложили, нигде не написано, что профилактика — это основа эффективности. Не стоит вкладывать деньги в борьбу со следствиями, вложите деньги в предупреждение и устранение причин. 

Цель уголовной политики — больше выявить наркопреступлений, то есть, больше изъять наркотиков. У социальной — оказать скорую медицинскуюпомощь при «ломках» и передозировках, больше пролечить наркозависимых. У антинаркотической — сократить наркоманию и наркопреступность в административно-территориальном образовании. 

Методы. У уголовной — это уголовно-запретительный метод, у социальной — это сервисный или обслуживающий. У антинаркотической — это политическое управление. 

В сущности, такая политика должна содержать в себе понимание, чего и каким образом следует добиваться, из чего исходить. Она должна иметь стратегию, координацию и лидеров. Должна быть подготовка кадров, а у нас нет третьего компонента. Какая политика, если нет лидеров! Был Черкесов, и что он сделал? Пять лет мы стояли на месте. Так что же, и сегодня мы будем молчать? Мы должны об этом сказать сегодня, пока концепция обсуждается. Сегодня институционализация антинаркотической политики выглядит так. Есть стратегия, заданная статьей 4 ФЗ №3 (1998), координация, заданная Указом Президента РФ №1374 (2007). Но ни знаний, ни лидеров нет. 

Чтобы написать концепцию, необходимо решить вопросы институционализации знаний, иначе мы всегда будем слушать тех людей, которые приходят во власть, никогда ранее с нашей проблемой не сталкиваясь. Нам нужна подготовка лидеров, людей, которые пострадали как-то персонально, захотели заниматься проблемой не только за деньги, но еще и сердцем.

Публикуется по материалам
газеты «Пока не поздно»
№9 (234) март 2009 г.
Издательского дома «Нарком».