Состояние наркологической помощи в Северо-Западном федеральном округе, предложения по совершенствованию работы в области контроля за деятельностью организаций, учреждений, объединений, работающих в сфере антинаркотической политики (лечение, реабилитация и

20.10.2021


«Состояние наркологической помощи в Северо-Западном федеральном округе, предложения по совершенствованию работы в области контроля за деятельностью организаций, учреждений, объединений, работающих в сфере антинаркотической политики (лечение, реабилитация и социальная адаптация наркозависимых)»

РЕШЕНИЕ Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Окружной антинаркотической комиссии)

№ 6-1  от  29 октября 2004г.    
г.Санкт-Петербург    

    Неуклонный рост наркологических заболеваний регистрируется с конца восьмидесятых годов ХХ столетия. Пик заболеваемости пришелся на 2000 — 2001 годы, причем в Северо-Западном федеральном округе общее количество официально зарегистрированных больных наркоманией увеличилось за 10 лет в пять раз. Особенно выросло число больных в Мурманской области — и в 30 раз, в Вологодской, Ленинградской и Новгородской областях — более чем в 20 раз. В республике Коми показатель увеличился в 16,5 раз, в республике Карелия — в 9 раз, в Псковской области — в 6 раз, в городе Санкт-Петербурге — более чем в 4 раза. По данным органов здравоохранения на учете состоит около 52 тысяч лиц, злоупотребляющих наркотиками, из них более 45 тысяч — с диагнозом «наркомания». 
    При этом, по оценкам экспертов, официальные данные отражают не более 10-15% от реального масштаба распространения наркомании. 
    Отмечается стремительное «омоложение» наркозависимых, все большее вовлечение в употребление наркотиков женщин и детей. По данным Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации доля потреблявших наркотики или пробовавших их хотя бы один раз в составе группы молодежи 12 -21 года в Москве и Санкт-Петербурге составляет 44,7%. Наряду с непосредственной опасностью увеличения числа наркологических заболеваний, также угрожающим представляется и катастрофический рост числа сопутствующих заболеваний — гепатитов, ВИЧ — инфекции, СПИДа, туберкулеза. Непосредственно связанной с распространением наркомании проблемой является рост криминальной активности, преступности, увеличение числа так называемых «социальных сирот» — безнадзорных детей при живых родителях, «детей улиц». Потребление психоаткивных веществ (ПАВ) тесно сопряжено с проблемой самоубийств. Что является следствием отсутствия должного взаимодействия между Комитетами здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, делам молодежи, общественными и религиозными организациями, а также недостаточной активностью органов внутренних дел. 
    В Северо-Западном федеральном округе болезненность алкогольными психозами наиболее высокая: 117,8 человек в СЗФО против 86,6 на 100 тысяч населения в Российской Федерации. Пьянство на производстве и в общественных местах считается обычным явлением. Явная и скрытая реклама фактически навязывает определенный «алкогольный» или «пивной» образ жизни. 
    Сложившаяся ситуация требует срочной ревизии и оценки эффективности всех выполненных и выполняемых программ, в том числе и в системе наркологической помощи населению. 
    Содержание психотерапевтической и реабилитационной помощи целиком определяется инициативой и компетентностью специалистов на местах и не подвергается какой либо внешней оценке. Основной реабилитационный потенциал сосредоточен на наркозависимых, тогда как алкогольная группа остается без должного внимания. В стационарах помощь строится преимущественно на принципах фармакотерапии (зачастую примитивной), что явно не соответствует современным требованиям. Отсутствие медицинской помощи должного уровня приводит к тому, что основным контингентом больницы являются лица с выраженным асоциальным поведением. Отсутствие персональной ответственности за результат лечения сводит на нет усилия всех участников лечебного процесса. 
    Несовершенство законодательства и руководящих документов приводят к многочисленным спекуляциям на проблемах наркозависимых. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, не входящие в систему наркологической помощи, легко получают лицензию на медицинские услуги в области наркологии и, практически бесконтрольно, на коммерческой основе лечат больных наркоманией и алкоголизмом, предлагая «уникальные» методики, эффективность которых ничем не подтверждена («быстрая опийная детоксикация», стереотаксические операции, «подшивка препарата, при котором наркотик не действует» и т.д.). 
    Сложившаяся практика в сфере профилактики, лечения и реабилитации наркомании требует срочных мер, направленных на создание системы, предусматривающей применение только утвержденных технологий, наличие действенного контроля за реализацией тех или иных мероприятий, а также методику оценки их эффективности. Необходимо персонифицировать ответственность должностных лиц за результаты своей деятельности в области антинаркотической политики. 
    Каждый человек, страдающий наркоманией или алкоголизмом, должен быть обеспечен доступной и качественной медицинской помощью в достойных условиях. Речь идет о включении услуг в области наркологии в систему обязательного медицинского страхования, что позволит дифференцировать наркологическую помощь, усилить контроль за ее качеством, а также увеличить число организаций, задействованных в лечение лиц с алкогольной и наркотической зависимостью. 
    Реабилитационные центры должны сегодня дифференцироваться и по выполняемым задачам и по длительности пребывания в них. Необходима государственная поддержка государственных, общественных и религиозных организаций, предусматривающих длительное пребывание наркозависимых. Причем помощь нужна не только финансовая, но и организационная. 
    Общий недостаток в деятельности организаций, работающих в сфере лечения, реабилитации и социальной адаптации — отсутствие единой системы контроля качества оказания помощи наркозависимым. В результате, содержание реабилитационной помощи целиком определяется инициативой, компетентностью и добросовестностью специалистов на местах. Как следствие, работа с наркозависимыми в реабилитационных центрах строится стихийно, без учета современных достижений науки и практики. 
    В современной наркологии сложилось несколько основных положений. Одно из важнейших — это признание приоритета профилактики противодействия злоупотребления ПАВ. И в тоже время подтверждается, что профилактические усилия не могут быть эффективными без разработки и совершенствования базовых научных концепций профилактики, внедрения адекватных профилактических технологий, оценки их эффективности и подготовки специалистов в области профилактики злоупотребления ПАВ. 
    Одним из действенных путей решения перечисленных и других проблем, связанных с формированием системы эффективного противодействия злоупотреблению и снижения уровня потребления ПАВ населением, представляется создание научно-методических и образовательных структур, способных профессионально заниматься разработкой специального научного направления — наркологической превентологии. 
    В настоящее время Представительством Министерства здравоохра-нения и социального развития Российской Федерации проводится работа по созданию подобного центра в СЗФО.

На основании изложенного комиссия решила:


  1.  Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: 
  1.1.  Рассмотреть на заседаниях межведомственных комиссий по противодействию наркомании вопрос «О состоянии наркологической по-мощи в Северо-западном федеральном округе, предложения по совершен-ствованию работы в области контроля за деятельностью организаций, уч-реждений, объединений, работающих в сфере антинаркотической полити-ки (лечение, реабилитация и социальная адаптация наркозависимых).

Срок исполнения — 1 квартал 2005 г.


  1.2.  Выработать систему контроля за применяемыми методиками и качеством оказания наркологической помощи населению как государст-венными, так и негосударственными учреждениями.

Срок исполнения — 1 квартал 2005 г.


  1.3.  Организовать в комитетах здравоохранения субъектов федера-ции, на основе имеющихся статистических данных, учет и анализ наркоти-ческих и сопутствующих социально-значимых заболеваний для выработки и принятия комплекса мер по их профилактике. Обобщенные сведения на-правлять регулярно (два раза в год, к 1 февраля и к 1 августа) в адрес Представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в СЗФО.

Срок исполнения — 1 квартал 2005 г.


  1.4.  О мероприятиях по выполнению пункта 1 настоящего Решения информировать Секретариат ОАК и Представителя Министерства здраво-охранения и социального развития Российской Федерации в СЗФО.

Срок исполнения — 1 квартал 2005 г.

  2.  Представителю Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в СЗФО (А.В.Шабров): 
  2.1.  Продолжить работу по созданию Северо-Западного центра наркологической превентологии и изысканию источников его финансиро-вания. Соответствующие предложения представить в секретариат ОАК.

Срок исполнения — ноябрь 2004 г.


  2.2.  Проработать вопрос о кандидатуре главного внештатного нар-колога в СЗФО и направить соответствующее предложение в Министерст-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок исполнения — ноябрь 2004 г.

Председатель комиссии 
И. Клебанов