СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕС В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ (НОН)

17.04.2021


Международная научная конференция
«Партнерство России и ЕС после расширения: стратегическое планирование и повседневная реализация»

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕС В БОРЬБЕ С
НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ (НОН)

Федоров Александр Вячеславович —
статс-секретарь, заместитель председателя Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


     Я бы хотел поблагодарить организаторов конференции за возможность представить здесь новый федеральный орган исполнительной власти Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Проблема наркотиков сейчас является как никогда актуальной. Мировое сообщество вступило в XXI век с множеством неразрешенных проблем глобального характера, среди которых особое место занимают наркомания и наркопреступность. Коррупция, отмывание денег, распространение СПИДа и других опасных заболеваний — вот далеко неполный список угроз, которые несет собой человечеству нелегальное распространение наркотиков. Аналитические исследования, проведенные в последнее время в этой области различными международными организациями, национальными социологическими центрами свидетельствуют о том, что транснациональные наркосиндикаты неуклонно наращивают свою активность, эффективно осваивают все новые регионы и территории для культивирования производства наркотиков, совершенствуют маршруты и способы доставки, вовлекают в свой бизнес различные слои населения, приобщают к употреблению наркотиков все большее количество людей. 

     Проблема незаконного распространения наркотиков не знает расовых, половых, религиозных и национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергаются опасности человеческие жизни. По приблизительным подсчетам ООН, в мире свыше 200 миллионов человек, употребляющих наркотические средства. При этом количество наркоманов с каждым годом только растет. 

     До недавнего времени проблема наркотиков не была актуальна для России в силу «закрытости» страны, хорошо налаженной системы охраны границ и правопорядка. Распад СССР привел к тому, что Россия сначала превратилась в страну транзита наркотиков из Центральной Азии в Европу, а затем и сама стала потребителем. Современная ситуация в России характеризуется следующим образом: по данным Минздрава количество больных наркоманией за последнее десятилетие стало больше в 9 раз; по экспертным оценкам количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, составляет 3-3,5 миллиона человек, а это около 2% населения страны. 

     Стремительно растет контрабанда наркотиков, прежде всего из Афганистана и стран Центрально-Азиатского региона. На сегодняшний день на российском рынке доля наркотиков, поступающих из-за границы значительно превышает 50%, а наиболее концентрированные наркотики — кокаин, героин, амфетамины — практически полностью ввозятся в нашу страну из других государств. Как следствие данных тенденций набирает силу и темп рост наркопреступности. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 15 раз. Выявленных фактов торговли наркотическими средствами стало больше в 80 раз. 

     Текущая антинаркотическая политика России основывается не только на силовом противодействии этим негативным явлениям, но и предусматривает широкую комплексную стратегию сокращения спроса на наркотики, профилактику наркомании, лечение и реабилитацию наркобольных, укрепление и расширение международного сотрудничества в данной сфере. Для решения указанных задач в марте этого года Президентом Российской Федерации образован Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Как федеральный орган исполнительной власти Госнаркоконтроль РФ наделен всеми необходимыми полномочиями для выполнения функций головного координирующего федерального органа в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров. Он наделен полномочием силовых мер по противодействию совершению наркопреступлений, большими координационными полномочиями, что укрепляется координаторами деятельности всех министерств и ведомств в этой области. Именно на Госнаркоконтроль возложена организация и осуществление международного сотрудничества в данной сфере и представление РФ в международных организациях по вопросам противодействия наркомании. При этом Госнаркоконтроль наделен правом использовать весь арсенал полицейских средств, начиная с осуществления оперативно-розыскной — и кончая уголовно-процессуальной деятельностью. 

     В своей деятельности мы стремимся руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, расширять сотрудничество с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Россия полностью разделяет точку зрения мирового сообщества о глобальном характере наркоугрозы и необходимости разработки международной стратегии комплексного противодействия наркоопасности. Экспансия наркотиков из Афганистана приобретает все более опасные масштабы, начиная угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в том числе и безопасности Европейского Союза. В этой связи Российская Федерация считает крайне актуальным вопрос об объединении усилий стран Евросоюза, России, сопредельных с Афганистаном государств в части совместного отпора наркоопасности. Такая стратегия могла бы содержать комплекс конкретных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как внутри самого Афганистана, так и в сопредельных странах. Основными элементами этой стратегии мы видим укрепление и создание антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана с целью пресечения транзита наркотиков на самых ранних этапах, т.е. на границах Афганистана с соседними государствами; организация эффективного взаимодействия пограничных, таможенных и правоохранительных служб тех стран, территории которых используются для контрабанды наркотиков из Афганистана; выявление и нейтрализация транснациональных преступных группировок, занимающихся поставкой и реализацией героина и других наркотиков, имеющих афганское происхождение. Назрела необходимость объединения усилий России и ЕС по организации более эффективного сотрудничества в сфере противодействия наркоугрозе. Это обусловлено и тем, что, с мая следующего года в состав Евросоюза войдут еще 10 государств: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония и Мальта. С момента включения перечисленных стран в состав Евросоюза, соответственно изменятся визовый и пограничный режимы внутри этих государств в сторону упрощения, а также приблизится граница ЕС к регионам нашей страны. 

     В области конструктивного сотрудничества России и Евросоюза в борьбе с незаконным оборотом наркотиков можно выделить следующие основные формы: выработка единой, согласованной антинаркотической политики, основанной на Конвенция ООН 1961, 1971 и 1988 годов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных средств. «Гармонизация» национальных законодательств с целью создания условий для эффективного проведения совместных мероприятий одновременно в нескольких странах и повышения уровня взаимодействия между полицейскими органами, прокуратурами и судебными инстанциями. Осуществление работы по дальнейшему развитию договорно-правовой базы, двухстороннего и многостороннего сотрудничества со странами-членами ЕС. Разработка и проведение международных операций, а также реализация проектов по осуществлению контроля за оборотом наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в легальном обороте. Создание эффективного механизма обмена информацией в отношении правоохранительных, профилактических и других аспектов борьбы с наркопреступностью. Проведение совместных мероприятий и обмен опытом по вопросам сокращения спроса на наркотики, профилактике наркомании, лечении и реабилитации наркобольных. Важным должно стать и взаимодействие по совместной подготовке специалистов в области незаконного оборота наркотиков в рамках программ, финансируемых ЕС и ООН. Сотрудничество со странами ЕС уже осуществляется, и активное сотрудничество, в том числе и на двухсторонней основе. На прошлой неделе состоялась европейская конференция на уровне министров в Дублине (Ирландия), где эти вопросы стали предметом детального рассмотрения и были выработаны механизмы укрепления взаимодействия наших стран в этой области. Пока же правовой основой сотрудничества России с Европейским Союзом по вопросам борьбы с преступностью является соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24 июня 1994 года, а также целый ряд двухсторонних правительственных соглашений в этой сфере со странами Европейского союза. В настоящее время через Министерство иностранных дел РФ решается вопрос о включении Госнаркоконтроля в данные соглашения качестве субъекта сотрудничества, координирующего деятельность всех других федеральных министерств и ведомств РФ в данной области. 

     Вопрос наркоугрозы очень широк, и о нем можно говорить не один час. Те цифры и фактические данные, которые мы имеем, свидетельствуют о том, что наркоугроза постоянно возрастает. Только объединение наших усилий может помочь обеспечить безопасное будущее нашим детям, внукам, населению нашей страны. Я бы привел такое образное сравнение: Россия в очередной раз становится щитом, защищающим Европу от опасности, идущей с Востока. Как когда-то Россия защитила Европу от татаро-монгольского нашествия, так и сейчас российские правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, защищая Европу от той наркоугрозы, которая идет со стороны Афганистана и ряда других азиатских стран. И это делает не только Россия. Не стоит забывать большую деятельность, вызывающую большое уважение, которая проводится в Таджикистане, в исламской республике Иран. Только за 8 месяцев этого года в Иране задержано более 102 тонн наркотиков; из них свыше 50 тонн опия, более 7 тонн морфина, около 2 тонн героина, которые пытались вывезти с территории Афганистана и транзитом через Иран переправить в другие страны, прежде всего европейские. Только в Таджикистане совместными усилиями правоохранительных органов страны и наших российских пограничников, оказывающих содействие в охране таджико-афганской границы, было задержано более 3 тонн героина, которые пытались переправить в другие страны через территорию Таджикистана. 

     По оценкам ООН, правоохранительным органам пока удается задерживать лишь 9% наркотиков, находящихся в незаконном обороте. Сопоставляя эти цифры, представьте, какое же количество попадает в незаконный оборот. Недавно встречались с делегацией Великобритании. Они говорят: 90 % героина, изымаемого в Великобритании, имеет афганское происхождение. Факты изъятия афганского героина уже имеются и в Японии. 

     Угроза незаконного распространения наркотиков на территориях наших стран становится все более явной. Последствия от такого распространения — все более угрожающими. Представляется целесообразным, рассматривая вопросы международного сотрудничества в этой сфере, развить сотрудничество как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. И одним из направлений такой деятельности могла бы стать совместная работа по созданию так называемых антинаркотических «поясов безопасности», чтобы защитить наши страны от проникновения наркотиков, чтобы можно было переломить складывающуюся наркоситуацию, и, тем самым, не допуская массовый вывоз наркотиков из Афганистана, создать условия для сокращения производства наркотических средств и психотропных веществ в этой стране.