Структурный конфликт в организации (на примере ФСКН России)

Дарья Алексеевна Прокопенко

Дарья Алексеевна Прокопенко
Выпускная квалификационная работа 
Философский факультет СПбГУ 

Научный руководитель: Зазулин Г. В. 
доцент, кандидат юридических наук



Структурный конфликт в организации
(на примере ФСКН России)

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 
Глава 1. Характеристика структурного конфликта в организации 
1.1. Основные подходы к рассмотрению структурного конфликта в организации 
1.2. Понятие структурного конфликта в организации 
1.3. Особенности структурного конфликта в государственной организации 
Глава 2. Структурный конфликт в ФСКН России 
2.1. Причины структурного конфликта в ФСКН России 
2.2. Диагностика структурного конфликта в ФСКН России 
2.3. Технологии разрешения структурного конфликта в ФСКН России 
Заключение

Конфликты в организациях на сегодняшний день являются неотъемлемой частью функционирования множества организационных структур. В процессе глобализации возросла потребность в расширении сетевых моделей взаимодействия, а организация в данном контексте стала одной из основных категорий понимания структуры общества. 


Актуальность данной темы определяет тот факт, что конфликт в организации является одним из наиболее распространенных явлений в современной организационной теории и практике. Возросшие требования к эффективности функционирования организаций (коммерческих и некоммерческих), определяется темпами развития общества. Чем более развито общество, тем более высокие требования предъявляются к организациям, функционирующим в нем. 
В данном исследовании будет рассматриваться феномен структурного конфликта в организации, т.к. данный вид конфликта является наиболее серьезным и тяжелым для организаций, а от его разрешения (управления) может зависеть дальнейшее существование организации. 
Особенно актуально данное исследование тем, что в практической части рассматривается пример структурного конфликта в государственной организации, а именно в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России). Как известно, государство является «наиважнейшей организацией» любого общества. Следовательно, структурный конфликт в государственной организации имеет первостепенное значение для изучения, т.к. последствия структурного конфликта в данной организации будут сказываться на значительной части населения страны. 

Степень разработанности представленной темы находится на низком уровне, т.к. анализ с конфликтологической точки зрения на структурный конфликт в государственной организации (ФСКН России) с применением междисциплинарного методологического основания в литературе не описан. Можно сказать, что данное исследование представляет собой первую попытку выявить и осмыслить причины структурного конфликта в ФСКН России с точки зрения организационной конфликтологии. Также стоит отметить, что данная работа продолжает традицию разработки нового поля для организационной конфликтологии, а также разрабатывает спецификацию для проведения конфликтологического анализа в государственной организации. 

Объектом исследования является структурный конфликт в государственной организации. 

Предметом исследования выступает изучение и выявление структурного конфликта в организации как фактора снижения эффективности функционирования государственного подразделения (ФСКН России) с целью разработки теоретико-практических указаний и технологий управления структурным конфликтом. 
   

    Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи, отражающие структуру работы:
  1. Изучение общей характеристики структурного конфликта в организации.
    • Изучение основных подходов к рассмотрению структурного конфликта в организации, анализ изменения мысли и представлений о структурном конфликте в науке;
    • Раскрытие понятия структурного конфликта в организации, определение с какими явлениями и понятиями связан структурный конфликт в организации, обзорное рассмотрение понятий: организация, структура, конфликт и т.д., разработка признаков структурного конфликта в организации;
    • Поиск и анализ особенностей структурного конфликта в государственной организации, определение специфики, которую государственная система накладывает на структурный конфликт.
  2. Рассмотрение и анализ конкретного примера структурного конфликта в государственной организации (ФСКН России).
    • Диагностирование деятельности и структуры ФСКН России на предмет наличия структурного конфликта;
    • Выделение причин структурного конфликта в ФСКН России;
    • Выработка технологий разрешения конфликта исходя из теоретико-практических смоделированных путей развития конфликта.
    Данное исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания: структурно- функциональный, системный, а также с использованием конфликтологического подхода как частно-научного метода.
    Также следует отметить положения, выносимые на защиту:
  1. В ФСКН России развивается структурный конфликт;
  2. Причиной является структурная дисфункция: противоречие в деятельности и структуре департаментов;
  3. Необходимо управления структурным конфликтом в ФСКН России по технологии, выработанной через призму конфликтологии.
 

О Т З Ы В

Магистра конфликтологии, ассистента кафедры конфликтологии философского ф-та Сунами А.Н. на выпускную квалификационную работу бакалавра по направлению 040300 Конфликтология «Структурный конфликт в организации (на примере ФСКН России)» студентки 4 курса Прокопенко Дарьи Алексеевны

Работа Прокопенко Д.А. Написана на чрезвычайно актуальную тему. Именно то, что объектом анализа стала ФСКН России и придает этому исследованию поистине злободневный характер. Более того, смею предположить, что выбор именно этой организации в связи с темой структурного конфликта не случаен. ФСКН России является уникальной правоохранительной службой. Впервые силовики получили, помимо традиционных для себя функций и полномочий "беречь и защищать", задачи политического и управленческого характера. Думаю, независимые специалисты в антинаркотической политике признают, что данную миссию ФСКН России провалила и эксперимент этот, в целом, можно считать неудачным. Об этом прямо свидетельствует создание в 2007 году Государственного антинаркотического комитета. К сожалению, огромный опыт неудач по созданию координирующего антинаркотическую работу органа никак не исследован и, соответственно, не учтен. Конфликтологи, изучающие антинаркотическую политику России, да и не только России, полагают, что основной причиной неудач являются не решаемые и не учитываемые конфликты второго порядка (отрицательной кооперации) между органами государственной власти, на чьи плечи возложена обязанность бороться с наркотиками. Частным случаем такого рода конфликта можно считать и структурный конфликт внутри самого наркокоординатора - ФСКН России. 

Автор абсолютно верно фиксирует факт того, что передача ФСКН России функций координатора совершенно не была подкреплена кадрово и организационно. Тем самым, плачевный итог был заложен изначально при создании Госнаркоконтроля в 2003 году. Кадровое наполнение бывшими налоговыми полицейскими и небольшим количеством профессиональных наркоборцев из УБНОНов МВД не могло не привести к тому, что, в конечном счете, то, что эти кадры умели, тем ФСКН и начало заниматься. Отделы МВП, отвечающие за координацию составляют 10% всех кадров, насколько мне известно, до сих пор не установлены стандарты их работы и критерии оценки. 

Переходя к работе, стоит отметить, что она выполнена на высоком теоретико-методологическом уровне. Приятно, когда наши выпускники умеют в незнакомом пространстве применять полученные в ходе обучения знания, а не пересказывают в своих работах уже многократно изложенные положения. Из минусов рецензент может отметить лишь излишнюю лихость автора в некоторых выводах, в частности, механистических заключениях из количества структурных подразделений ФСКН. Также. На будущее хотелось бы, чтобы автор не просто зафиксировал наличие структурного конфликта, а описал его возможные причины, проанализировал связь между реальными интересами создателей и руководителей службы и тем, что она из себя структурно представляет в настоящее время. 

В целом, работа соответствует требованиям. Работа заслуживает оценки "отлично". Более того, рецензент считает возможным ходатайствовать перед Государственной аттестационной комиссии о том, чтобы данная работа была отмечена как выдающаяся.