Опыт ECAD в России: Борьба с наркотиками - комплексная задача 5-7 октября 2006г., Стокгольм Форум Некоммерческих Организаций Балтийских Стран 2006.

Опыт ECAD в России:
Борьба с наркотиками - комплексная задача 
5-7 октября 2006г., Стокгольм Форум Некоммерческих Организаций Балтийских Стран 2006.

Борьба с наркотиками - комплексная задача,     Потребление наркотиков является актуальной проблемой для всей Европы. Европейский Союз, страны- члены Евросоюза, а также столицы, города и муниципалитеты предпринимают различные меры для борьбы с этой проблемой. Одновременно, отдельные европейские страны и города активно выступают за легализацию наркотиков, проводя политику, существенно подрывающую усилия других стран по снижению потребления и распространения наркотических средств. Поэтому, в этой борьбе с наркотиками наблюдается отсутствие общей стратегии и задач. Осознание этой проблемы положило начало идее формирования безопасной гуманной модели общества через действенную международную организацию, имеющую цель продвигать рестриктивную (ограничительную) политику европейских государств в отношении наркотиков. 
    В 1990 году главные лидеры легализаторов предприняли попытку легализовать наркотики в Европе. Это произошло во время Конференции во Франкфурте, когда была подписана Франкфуртская резолюция. Этот факт так обеспокоил политических лидеров многих стран, что при активном содействии Швеции, и благодаря конструктивному диалогу общественных организаций и власти, в Стокгольме в 1994 году было инициировано оппозиционное легализаторам антинаркотическое движение ECAD - "Европейские города против наркотиков". Резолюция, подписанная представителями более 20 крупнейших городов Европы, на первой Конференции в 1994 г. вошла в историю как Стокгольмская резолюция, а сама международная организация ECAD стала развиваться как положительная альтернатива легализации наркотиков. Идеология наступательной, активной антинаркотической политической борьбы получила закрепление в Декларации участников движения, и главными ее принципами стали следующие:

  • Мы, подписавшие данную резолюцию, отвергаем все требования по легализации незаконных наркотиков. 

  • Мы хотим разработать положительную стратегию в целях предоставления информации об имеющихся в настоящее время сложных проблемах, связанных со злоупотреблением наркотиков, а не в целях легализации наркотиков. 

  • Мы хотели бы развивать сотрудничество между городами в целях обмена опытом и усиления нашей работы. 

  • Мы требуем, чтобы наши правительства отнеслись с уважением и приняли к действию все конвенции и соглашения по наркотикам, которые они подписали.

    За более чем 10-летний срок работы, к ECAD присоединились уже более 250 городов в 26 странах Европы. Около 50 из них объединила Российская ветвь ECAD с региональным центром в Санкт-Петербурге, основанным в 2001 году на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета и известного как Международный Центр Антинаркотической Политики СПбГУ/ECAD (далее Центр). 

    Создание Центра наркополитики, где власти и неправительственные организации сотрудничали бы для выработки мер борьбы с наркотиками - является одной стратегических задач общеевропейской сети ECAD. И эта идея нашла свое воплощение в России. Однако мы считаем более корректным называть его Центром антинаркотической политики, потому что опираемся в нашей работе на Конвенции ООН. Важнейшей задачей Центра стала его деятельность в качестве центра анализа информации об исследованиях пагубного влияния наркотиков на личность и общество. Опыт нашей работы распространяется посредством буклетов, семинаров и другой информационной деятельности, и доступен широкому кругу читателей на web ресурсе www.ecad.ru. 

    Одним из принципов Центра ECAD в России стала открытость и целенаправленность работы. С момента основания организации в ежегодных конференциях и семинарах, проводимых в Санкт-Петербурге и других городах России, принимают активное участие политики, министры, ученые, государственные и общественные деятели, журналисты, сотрудники образованной в 2003 году Федеральной Службы по Контролю за оборотом Наркотиков (ФСКН), представители международных организаций и ООН. Активность всех этих институтов и международных сообществ способствует нахождению оптимальных направлений развития антинаркотической политики в нашей стране. Отвергая предложения о легализации незаконных наркотиков, города-участники ECAD признают, что основой антинаркотической политики должны стать Конвенции ООН по наркотикам (1961, 1971 и 1988 гг.), а также Конвенция ООН по правам ребенка (1989). Борьба с лоббистами-легализаторами, целью которых является изменение конвенций по наркотикам, затрагивает сферу государственной политики. Поэтому государственным чиновникам в разных странах следует четко осознавать, что именно Конвенции ООН должны иметь решающее значение в борьбе с теми, кто предпринимает попытки манипулировать общественным сознанием в стремлении добиться официального разрешения некоторых видов наркотиков в качестве средства для личного пользования и наслаждения, а не в медицинских целях, как это предписывают Конвенции. 

    Одной из важнейших задач ECAD в России является привлечение и мобилизация не только административных, но и общественных ресурсов (неправительственных организаций). Только в совместном диалоге возможно прийти к консенсусу и попытаться найти правильное решение. И Центр антинаркотической политики служит отличной площадкой, где можно не бояться через спор найти истину. Отличным примером этому послужила разработка проекта новой Концепции государственной политики в отношении наркотиков, которую Центр ECAD предложил на одном из семинаров. Первая Концепция была принята в России еще в 1993 году, 13 лет назад, и морально устарела. С тех пор наркомания приняла форму наркоэпидемии, и тех методов, которые государство предпринимает для изменения ситуации, явно недостаточно. В нашем проекте новой государственной антинаркотической Концепции, мы констатируем, что общество должно понять: концепция антинаркотической политики - это задачи не милиции и медицины, а власти в целом. А наркоситуация, соответственно, - это проблема политики и управления. Нет и не должно быть постулата, что наркомания - личное дело индивида. И в антинаркотической политике должно быть всё, что затрудняет потребление. Но, в то же время, облегчает то, что поможет избавиться от зависимости. 

    Результатом диалога власти и Центра ECAD стало использование идей организации и применение их на практике. Так несколько городов российской сети ECAD создали в структуре администрации Отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности. Кроме того, города обращаются к работникам ECAD как к специалистам, способных дать экспертную оценку проектов региональных целевых антинаркотических программ. А значит, используют ECAD как эффективный ресурс в разработке антинаркотической политики их регионов. 

    Чтобы добиться цели создания общества, свободного от наркотиков, требуется постоянные, заинтересованные и объединенные усилия, преданность этой цели и деятельности, твердой политической воли. Однако всего этого может быть недостаточно без слаженной работы на муниципальном уровне и без компетентного сильного руководителя, способного эту деятельность координировать. Именно поэтому в 2003 году на кафедре конфликтологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, благодаря сотрудничеству с Центром Антинаркотической Работы СПбГУ/ECAD, был открыт новый курс магистерской программы по направлению "Наркоконфликтология". Мы считаем, что только квалифицированный специалист, имеющий знания о каждом аспекте антинаркотической работы и ее управлении может стать примером результативного антинаркотического менеджмента на практике. Наши усилия направлены на то, чтобы убедить региональные правительства в необходимости направления своих специалистов для обучения по направлению "Наркоконфликтология". Человек, знакомый с наркоситуацией в своем регионе, и обладающий знанием антинаркотического менеджмента, несомненно будет более эффективным, усиливая своей работой самое слабое звено всей цепи поля антинаркотической работы. А, как известно, цепь не может быть сильнее своего самого слабого звена; поэтому и укрепить ее может только тот, кто видит всю эту цепь целиком и кто может говорить на языке, понятном всем. Главной задачей такого специалиста должно стать объединение территориальных структур до такой степени, чтобы результатом работы стало уменьшение количества наркоманов и наркопреступности, чего требует Федеральный Закон Российской Федерации о наркотиках. 

    На сегодняшний момент выпускники магистерской программы "Наркоконфликтология" работают в Федеральной Службе по Контролю за оборотом Наркотиков (офицер), Санкт-Петербургском Государственном Университете (соискатель на кафедре конфликтологии) Институте Повышения Квалификации ФСКН России по СЗФО (научный сотрудник). Студенты факультета принимают активное участие в политической жизни страны. Так на прошедшем в апреле 2006 года Молодежном саммите 2006 "Формирование глобальной ответственности", организованном Санкт-Петербургским государственным университетом, они возглавили один из пяти круглых столов Саммита, посвященный проблемам распространения наркомании среди молодежи. По итогам мероприятия участники подписали Декларацию, впоследствии представленную вниманию участников Саммита G8 в Санкт-Петербурге. 

    В плане работы Центра ECAD ежегодно планируется проведение 4х обучающих семинаров и 2х региональных конференции, собираясь на которые представители общественности и власти и образования (студенты "Наркоконфликтологии"), пытаются разобраться в наиболее противоречивых аспектах вопроса противодействия наркотизации и профилактики для выработки общего решения и всеобщего понимания проблемы. В результате проведенных семинаров стало очевидно, что причиной многих противоречий между представителями разных ведомств являются различия в трактовке одного и того же понятия. Мы пытаемся научить людей говорить на языке, понятном всем, говоря о проблеме наркотиков с точки зрения наркоконфликта.

Наркоконфликт (НК) - это конфликт (политический, идеологический, экономический, социальный, юридические, информационный и т.д.) зона разногласий в котором сущностно связана с наркотиками или формами их контроля. 
Примечание: На практике мы подразделяем наркоконфликты на два типа. 
• Наркоконфликт первого порядка - это конфликты между участниками, которые, образно говоря, находится по "разные стороны баррикады", то есть между теми, кто "за наркотики" и теми кто "против наркотиков". Например, это противоборство тех, кто пресекает наркопреступность с теми, кто участвует в незаконном обороте наркотиков (НОН). Это столкновение интересов живущих в одной семье, в одном доме, городе, в одной стране (то есть вынужденных взаимодействовать) наркопотребителей с теми, кто не участвует в НОН. 
• Наркоконфликт второго порядка - это конфликты между участниками, которые, образно говоря, находится по "одну стороны баррикады", например, между теми кто "против наркотиков", но не сотрудничает между собой в решении проблем, для решения которых это сотрудничество обязательно необходимо, то есть пребывает в состоянии негативной (отрицательной) кооперации. Например, практически не выявляются водители, управляющие автомобилями под действием наркотических средств и психотропных веществ (только потребивших спиртное за рулем задерживают), потому что деятельность милиции (ГАИ) и здравоохранения (наркологическая экспертиза) по данному вопросу не согласованна на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Возвращаясь к опыту ECAD в России и понимая важность работы на всех уровнях (усовершенствование антинаркотического законодательства, профилактика, подготовка кадров), нельзя упустить такой ресурс антинаркотической работы, как средства массовой информации. ECAD активно сотрудничает с такими компетентными ресурсами в этой сфере, как www.narkotiki.ru, "Росбалт" и др. выступает с интервью в радио- и телевизионных передачах. В ближайших планах организации подготовка специализированного интегрированного справочника для журналистов, где они могли бы почерпнуть знания об основных понятиях и проблемах существующей наркореальности. 

Заключение 

    Говоря о положительном опыте, мы понимаем, что находимся еще в начале пути, что государственная антинаркотическая политика как эффективная система только создается. Вклад общественных структур в ее дальнейшее развитие очень важен. И сегодняшнее обсуждение - это еще один шаг вперед.


Мария Федунова,
помощник представителя ECAD в России

ECAD Experience in Russia.
Drug prevention - a complex problem

    Dear collegues! I am here to introduce to you experience of one of the biggest and most effective European non-governmental international organisations European Cities Against Drugs. 
    But first let me tell you a bit about the history of its initiation. 
    Drug abuse is a topical problem for the whole Europe. European Union member countries, their capitals, towns and municippalities undertake multiple various actions to cope with this challenge. At the same time some of the European countries advokate drug legalisation carrying out policy undermining other countries' efforts to reduce drug abuse and drug criminality levels. So we can see no common strategy in fighting drugs in Europe. Understanding the problem gave start to the idea to create a new safe humane society model through an effective international organisation which aim would be to promote restrictive anti drug policy in Europe. 
    In 1990 main leaders of the legalisation movement made their attempt to legalise drugs in Europe after their unsuccessful trys to do that in the US. During the Conference in Frankfurt they signed the so called Frankfurt Resolution which promoted drug legalisation. That fact worried political leaders of many European Countries so much that in 1994 in Stockholm an anti drug movement ECAD (European Cities Against Drugs) was initiated as an opposition to the legalisation movement. thanks to constructive dialogue of Swedish non-governmentl organisations and authorities. Resolution signed by 20 biggest European cities at the first Conference in 1994 went down in history as Stockholm Resolution, and ECAD started developing as a positive alternative to drug legalisation. The idea of an active offensive anti drug policy was fixed in the Declarastion of the movement participants, and its basic principles are the following:

  • We, the signatories to this resolution, reject all demands for legalizing illicit drugs.
  • We wish to develop positive strategies in order to address the current difficult problems related to abuse, rather than legalizing drugs.
  • We wish to develop cooperation between cities in order to share experiences and progress our work.
  • We request that our Governments respect and with determination apply those conventions and agreements regarding drugs which they have signed.

    Now, 12 years after, more than 250 cities from 26 European countries have joined ECAD network. Almost 50 cities are in the Russian ECAD branch. Regional ECAD Russian Centre is located in St.-Petersburg and was launched on the basis St.-Petersburg State University in 2001. It is called International Centre for Anti Drug Policy SpbSU/ECAD. Creation of a drug policy Centre is one of ECAD strategic missions. And it was made a reality in Russia. However, we consider it more correct to call our Centre the Centre for ANTI drug policy, because our work is based on UN Conventions on drugs. The Centre's basic aim is to analise information about fatal influence of drugs on a personality and society. Openness and purposefulness are the Centre's main principles of work. Politicians, ministers, researchers, statesmen and public figures, journalists and officers af the Federal Agency for Drug Control and reperesentatives of many non-governmental organisations take an active part in Russian ECAD seminars and conferences all over Rusiia. 

    Rejecting any proposals of illicit drug legalisation ECAD member-cities consume that UN Conventions on narcotis (1961, 1971 and 1988) and the UN Convention on children's right should be the basis for world anti drug policy. Struggle against illicit drug legalisation lobbists touches upon the sphere of state policy. That is why officials shoul realise that the UN Conventions are of critical decisive importance in fighting those who manipulate the public opinion and try to gain official permission to use some drugs for personal purposes and pleasure, but not in medical aims as it is prescribed by the UN Conventions. 

    One of ECAD main oblectives is to attract and mobilise not only administrative but also public resourses, the resourses of non-governmental organisations. Only in the dilogue it is possible to find the consensus and the right decision. So ECAD anti drug policy Centre is a good platform where there is no fear to find truth by means of the dispute. Elaboration of the new State drug policy Conception project offered by ECAD Centre at one of its seminars is a good example of that. The first Russian drug policy Conception was passed 13 years ago, in 1993, and has become morally out of date now. Since then, drug addiction has turned into a drug epedemic, and the measures undertaken by State for changing the drug situation seem insufficient. We state in our Project of the new State drug policy Conception that it is not the problem of medicine or police, but the issue of policy and management. Drug addiction is not a problem of an individual, so state snti drug policy must contain everything necessary to prevent drug abuse, and at the same time everytging that facilitates for a drug addict to get rid of his addiction. 

    Another result of ECAD Centre and the authorities' dialogue was implementation of our organisation ideas on practice. Some of the Russian ECAD network member-cities initiated in the structure of their administrations a Depertment of interdepartamental anti drug work coordination. Besides, cities administrations make requests to Russian ECAD Centre to expertise Projects of their regional anti drug programmes. So ECAD experience is claimed as an effective resourse in working out regional anti drug policy. 

    To reach the goal of creating a drug free society it is necessary to combine efforts of many concerned people, devotion to this noble activity and a firm political will. However, all that might be insufficient without well-organised work on the lowest, municipal level and without a competent and strong leader who is able to ccordinate this work. That's why in 2003 Russian ECAD Centre initiated a new master's educational programme called "Drug conflictology" on the basis of the Conflictology Department of the philosofical faculty of St.-Petersburg State University. We think that only a qualified specialists who obtains knowledge in every aspect of anti drug work and its management can perform as an example of effective anti drug management on practice. We try to convince regional authoriries in the neccessity of sending their specialists to get educated upon the master's programme "Drug Conflictology". A specialist aware of the drug situation in his region and having knowledge in anti drug management will certainly be a more effective worker being able to strengthen the weakest link of the chain. We know that a chain can not be stronger than its weakest link; and only a person able to observe the whole chain can strengthen it and can speak the language clear to all. The main aim for such a specialist must be integration of territorial structures so that the number af drug addicts and drug related crimes go down in his municipality. 

    Today graduates of the master's programme "Drug conflictology" are currently working in the Federal Agency for Drug Control (oficer), St.-Petersburg State University (competitor in the department of conflictology) and in the Further Trainig Institution for the workers of the Federal Agency for Dug Control (research assistant). Students of the Drug Conflictology programme take an active part in political life of the country. So they headed a round table on HIV and drug abuse prevention among the young during the Youth Summit held in St.-Petersburg in April 2006 on the threshold of the G8 Summit. The result of the Summit was in reflected in the Youth Summit Declaation which was later presented to the participants of the G8 Summit. 

    Speaking about the annual working plan of Russian ECAD Centre, we organise 4 educational seminars and 2 regional conferences during the year. Representatives of autorities, non-governmental organisations and students of the Drug Conflictology progamme try to analyse most contradictory aspects of drug prevention and for working out a common decision and understanding. Seminar practice revaled the problem of misunderstanding. Specialists of different departments (policemen, medical and educational workers, politicians) interpret the same concepts differently. We try to elaborate a common language, to teach people speak a language clear to everyone, speaking about the drug problem in the context of the Drug Conflict. 

    Drug Conflict is a conflict (political, ideological, economical, social, legal, informational, etc.) where the area of the dispute is essentally connected to drugs, or to the forms of drug control. 

    Coming back to ECAD experience in Russia, we understand the importance of work on every level (administrative, preventive, trainig) we cannot forget about mass media - another highly important resource of anti drug work. ECAD consults such efficient in the drug field mass media resources like www.narkotiki.ru, "Rosbalt", gives interview on radio and TV. In the near-term outlook we plan to issue a specialised integrative reference book aimed at pressmen, where they could find knowledge about the essential ideas and issues of the existing drug reality. 

    To sum all up, I would like to say that speaking about the positive experience we realise that we're just in the beginning of our way. That state anti drug policy as an effective system is just beginnig to be created. Thus, the contribution of the public resource (and namely non-governmental organisations) in its further development is very important. So let our today's meeting be another step forward to owr mutual aim - a drug free world.