Предисловие к учебным планам по работе с информационным пакетом "Drugbox"

Преподаватель биологии Стокгольмского Университета
Моника Вестина
Предисловие к учебным планам по работе
с информационным пакетом "Drugbox"

 

       Более 20 лет я преподаю биологию в Стокгольмском университете. По опыту я знаю, что процесс обучения у взрослых выглядит иначе, чем у детей. Чем старше взрослый человек, тем больше у него способность обобщать, видеть целостность и отсортировывать частности, тем критичнее он подходит к тому, что ему говорят. Жизненный опыт - огромной богатство. Поэтому преподавать взрослым так трудно и так интересно. Учебные кружки с их гибкой методикой прекрасно подходят для этой цели. 
       В настоящее время, сочетая свои знания в области биологии, опыт преподавания взрослым и интерес к теме наркотиков, я работаю с теми, кто в силу своей профессиональной принадлежности имеет дело с молодежью и наркотиками. Среди них есть учителя, но и многие другие профессиональные группы широко представлены. Мы все, в том числе и политики, несем ответственность за то, чтобы обеспечить нашим детям детство и юность без наркотиков. Практически все, с кем мне приходилось встречаться, были достаточно плохо осведомлены о наркотиках и их влиянии на организм, однако все понимали необходимость приобретения таких знаний. Поэтому учить этих людей было очень интересно. Я занималась также и обучением родителей. И в том, и в другом случае метод учебного кружка работает великолепно. 
       Надеюсь, что описываемый здесь метод покажется вам интересным. Он прост и не требует затрат. Желаю вам удачи в вашей работе по созданию свободной от наркотиков обстановки для молодежи.

Методика работы учебного кружка

       Работа в учебном кружке ведется в духе сотрудничества. Люди помогают друг другу и пользуются опытом друг друга. Одновременно происходит критический анализ изучаемого предмета. Постоянно встают вопросы типа "актуально ли это для нас?", "согласуется ли это с нашим опытом?", "верны ли эти данные?". 
       Мнение всех одинаково важно. Каждый должен иметь равные возможности высказать, что он думает. Участники кружка сами решают, как часто они хотят собираться, сколько времени будет продолжаться каждая встреча и сколько таких встреч запланировать. Далее важно определить, какую литературу изучать и сколько прочитывать к каждой встрече. 
       Задача руководителя - прочитать литературу к первой встрече и внести предложение по количеству встреч и по тому объему, которые надо будет прочитывать самостоятельно к каждой встрече. Руководитель должен также следить за тем, чтобы все имели возможность высказаться, и сдерживать тех, кто говорит слишком много. Вместе с тем тот, кто не хочет участвовать в обсуждении того или иного вопроса, имеет право промолчать. Далее важно, чтобы руководитель составил список адресов и телефонов всех участников, раздав каждому по экземпляру. 
       Лучше всего, чтобы руководителем кружка стал человек, имеющий специальное образование. Такое обучение включает в себя как методику учебных кружков, так и предложения по подбору литературы, программы учебных посещений и дополнительных возможностей получения знаний. 
       Количество участников не должно быть слишком большим. Оптимальный состав от 6 до 12 человек. Если желающих больше, можно организовать несколько кружков. Когда несколько кружков работают одновременно, они могут время от времени собираться все вместе для дополнительного обмена опытом. Чтобы получать еще больше отдачи от работы, можно по очереди вести записи - что обсуждалось, к чему пришли. 
       Поскольку в данном случае участники кружка углубленно изучают такой серьезный вопрос, как проблема наркотиков, естественно возникает желание что-нибудь сделать, как-то изменить ситуацию. Это желание перемен - важнейший результат работу кружка. Поэтому разговор о том, какие меры стоит предпринять, должен занимать значительное место в работе кружка. 
       Кружок можно рассматривать в виде трехфазного процесса. На первом этапе участники читают фактический материал, на втором этапе проходит Темы для обсуждения и расширение знаний путем обсуждения опыта разных участников в результате чего четко очерчиваются общественные проблемы, и, наконец, на третьем этапе принимается решение что-либо предпринять в сложившейся ситуации, и переходят от слов к делу.