Научно-практическая конференция «Безопасность Большого Города — 2009». 17 ноября 2009 г. С-Петербург.

04.02.2021

Георгий Валильевич Зазулин
 
Георгий Валильевич Зазулин
доцент кафедры конфликтологии 
факультета философии и политологии СПбГУ, 
представитель ECAD в России

Наркотики. Политика. Безопасность

IV Научно-практическая конференция «Безопасность Большого Города — 2009»
17 ноября 2009 г. С-Петербург.

Наркотики

    «Наркотик — явление очень странное. Всем на свете включая и заядлых наркоманов, известно, что героин — это бяка. Никто этого не оспаривает. Героин есть медленный и не особо приятный способ самоубийства. Откуда же берутся наркоманы? Механизм существования наркотика в социуме был описан У. С. Барроузом. По словам Барроуза, основным каналом распространения наркотика является наркоман. А происходит это так. Наркоман, тем или иным способом зараженный аддикцией, нуждается в наркотике. По случаю криминализации наркотика, героин стоит гораздо дороже золота, и у среднестатистического наркомана таких денег нет. Зато (по тому же самому случаю) доходы от продажи героина намного превышают прибыль от любого другого вида деятельности. И аддикт, в поисках заработка, становится «пушером», торговцем наркотиками. Английское слово «pusher» значит нечто дополнительное: пушер (буквально) — «тот, кто всучивает» наркотик. Действительно, мода выживания пушера — стать единственным каналом между наркодельцом и аддиктами: в противном случае, при мизерном объеме розничной продажи, пушер не сможет окупить свою дорогостоящую привычку. Волей этого обстоятельства, пушер вынужден находить себе потенциальных потребителей, в виде женщин, подростков и социально неустроенных личностей, склонять их к наркомании (а с женщинами, подростками и социально неустроенными это просто), и пожинать прибыли, на которые питать свою, постоянно растущую, аддикцию» [1].

    Если из этого литературного эссе посвященного экономической и социальной природе наркотика сделать научный вывод о сущности наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотиков), которые сегодня угрожают России, то можно сформулировать следующее определение этого понятия. Наркотики — запрещенный психоактивный товар, который поступает в незаконный оборот по законам рынка, как правило, из законспирированных источников, и потребление которого отдельными группами населения, особенно молодежью, вызывает эпидемию наркомании, а в длительной перспективе формирует наркотическую субкультуру, направленную на разрушение культуры и уничтожение общества. 
    По данным ООН уже с 2004 года общемировое незаконное производство психоактивных продуктов каннабиса, героина, кокаина и стимуляторов амфетаминового ряда исчисляется в миллионах килограмм по каждому виду этих наркотиков. Столь угрожающая международная наркоситуация требует от отечественных руководителей всех уровней реализации антинаркотической политики исключающей уничтожение общества. Это особенно жизненно важно для стран, в которых произошла замена социалистического политического строя капиталистической формой жизни общества.

Политика

    Проблемами незаконного распространения наркотиков и роста наркотизации населения в современном российском обществе занимаются каждый в своем формате социологи, юристы, медики, психологи, педагоги, журналисты и представители многих других профессий (химики, фармакологи, международники, экономисты и т.д.). Многие из них, видя отсутствие в стране эффективной работы по защите молодежи от наркотиков, вынуждены размышлять, выступать или писать статьи о проблемах государственной политики контроля наркотиков, то есть выходить за рамки своих отраслевых представлений и выступать в роли эксперта в сфере политики, точнее наркополитики или антинаркотической политики. При этом отсутствие политологического образования никого не смущает, ведь речь идет о знакомом предмете — наркотиках. Однако уровень понимания политического формата наркореальности зачастую оказывается не глубоким. Поэтому 1 октября 2009 года на секции «Наркоконфликтология — методология анализа наркоситуации и научная основа антинаркотической политики» Санкт-Петербургского конгресса конфликтологов состоялась дискуссии о сущности антинаркотической политики и ее отличиях от уголовной и социальной политики. 
    Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, выработка средств и методов борьбы с преступностью [2]. Понятно, что в контексте нашего анализа речь должна идти о защите от преступных посягательств и преступлений, связанных с наркотиками, то есть о борьбе с наркопреступностью. 
    Социальная политика — это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития [3]. Это решения, которые защищают подростка от курения табака и от пьянства, удерживают молодого человека с опытом эпизодической наркотизации от наркозависимости или помогают наркоману в устойчивой ремиссии удерживаться от очередного срыва. 
    Антинаркотическая политика российского государства, которая еще только формируется, определена пока только в своей цели (статья 4 ФЗ №3 -1998) и представлена органами, отвечающими за ее разработку и практическую реализацию. Мы полагаем, что ее смысл, отличающийся от смысла уголовной и социальной политики, заключается в следующем определении этого понятия. Антинаркотическая политика — это управление наркоситуацией посредством формирования негативно-дифференцированного отношения населения к участникам незаконного оборота наркотиков, установления правового запрета рекламы, пропаганды наркотических средств (психотропных веществ) и их немедицинского потребления, реализации контроля соблюдения этого запрета физическими и юридическими лицами и применения к нарушителям административных санкций, жесткость и интенсивность которых должна быть достаточной для постепенного уменьшения экспозиционного давления наркосреды [4]
    Если антинаркотическая политика не разработана в рамках политологии как научная теория и не реализуется в необходимом объеме, то ни уголовная и ни социальная политика не могут обеспечить необходимый для устойчивого развития общества уровень наркобезопасности. При этом само понятие сущности наркоситуации, как правило, искажается, так как ее понимают в контексте либо уголовной, либо социальной политики. Ведь с точки зрения антинаркотической политики наркоситуация — это некая результирующая, производная от действий ВСЕХ социальных сил. Наркоситуация — это не просто ситуация с наркотиками на территории в какой-то момент времени, это не только совокупность статистических результатов работы ведомств, участвующих в противодействии злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Это акцент не на том, что удалось сделать стороне «против» наркотиков (проведено столько-то акций по профилактике наркомании, выявлено столько-то наркопреступлений, изъято столько-то наркотиков, пролечено столько-то лиц с диагнозом наркомании и т.д.), а на том, какими ресурсами располагает сторона «за» наркотики и насколько результаты работы, прежде всего правоприменительных органов ее ослабили/не ослабили. Наркоситуация для ответственной власти — это, прежде всего, объективна оценка соотношения сил сторон «за и против» наркотиков в конкретном административно-территориальном образовании.

Безопасность

    Теория безопасности в контексте проблемы защиты российского общества от внутренних наркоугроз пока фактически не разработана. Поэтому из анализа основных результатов оперативно-служебной деятельности практически любого Управления ФСКН по субъекту РФ совершенно не понятно, как изменился характер наркобезопасности за отчетный период. 
    Нам представляется, что эту проблему можно эффективно решить, если осмысливать наркореальность в понятиях наркоконфликтологии. Например, наркоконфликт, стороны наркоконфликта, объект (предмет) наркоконфликта, интересы сторон в наркоконфликте, декларируемые позиции в наркоконфликте, потребности сторон в наркоконфликте, претензии сторон в наркоконфликте, конфликт правового государства и наркорынка, информационный наркоконфликт, идеологический наркоконфликт, каннабисный конфликт, наркоситуация как показатель силы сторон в наркоконфликте и т.д. Это позволит определить критерии, характеризующие наркобезопасность и отказаться от ошибочной практики подведения итогов работы силовых структур на основе правоохранительной статистики — рейтинговых показателей, которые практически не отражают степень защищенности граждан от связанных с наркотиками угроз [5]
    Еще в большей степени это актуально для Государственного антинаркотического комитета РФ и его территориальной основы — Антинаркотических комиссий субъектов РФ. Только перестав составлять планы работы на предстоящий год на основе собранных от входящих в ГАК (АК) организаций можно рассчитывать на эффективность этих координирующих органов власти. Понятно, что научно-методологическое сопровождение этой деятельности серьезно отстает, и поэтом не случайно Государственная Дума ФС РФ в парламентских слушаниях рекомендовала Правительству РФ «…создать научно-исследовательский центр для научно-методологического сопровождения реализации антинаркотической политики» [6]. Пока это не выполнено и поэтому надеюсь, что дискуссия на конференции «Безопасность Большого Города — 2009» по проблемам наркотизма, наркомании, наркопреступности и наркотической контркультуры с точки зрения угрозы и безопасности для жителей Санкт-Петербурга будет носить творческий характер и существенно усилит сторону «против» наркотиков не только в нашем городе, но и в России.

Программа Конференции
«Безопасность Большого Города — 2009»

Литература:

  1. Цит. по: М. Вербицкий. Наркомания и капитал. imperium.lenin.ru/EOWN/eown7/narko.html
  2. См. подробнее: ru.wikipedia.org
  3. Там же.
  4. Зазулин Г.В., Стребков А.И. Что такое наркоконфликтология // Конфликтология. СПб., 2009. № 2. С. 156 — 180.
  5. А.Н. Сунами. Антинаркотическая пропаганда: конфликтный анализ// Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика: Материалы Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов: В 2 т. Т. 1. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 427 — 433.
  6. Цит. по: http://www.ecad.ru/mn-pl5_19.html