«КЕРОСИНОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА»

31.03.2022


«КЕРОСИНОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА»
I часть

Автор:   Наталья Ефимовна Маркова   markowa@rambler.ru 
эксперт в области изучения воздействия на детей и подростков средств массовой информации
«Избегайте заголовков, содержащих в себе отрицание»
К. Бове, У. Аренс. Современная реклама. с. 433. 1995

    Известно, что Россия проиграла холодную войну, которая велась противником при помощи новейших средств пропаганды. Сегодня, благодаря невежеству и коррупции, мы бездарно проигрываем еще одну информационную войну — войну с наркомафией. 
    Исходя из содержания профилактических буклетов, журналов и программ, можно заключить, что любые сообщения о наркотиках автоматически производят дезинфицирующее действие наподобие керосина. Простительно если бы такую степень понимания выказывали рядовые граждане. Убийственно, когда такая «профилактика» исходит из недр Министерства образования или поощряется высокими чинами ФСКН, призванными защитить страну от наркомании. 
    Представим себе профилактические кампании «Нет водке!», «Спорт против спирта!», «Ученые против самогонки!», «Твой выбор: Белая горячка или диплом инженера?». Конкурс рисунка «Дети против пьянства!»: школьники рисуют зеленого змия, черепа на этикетках бутылей, зеленых чертей, оседлавших горлышко. А как вам вот это: «Театр оперы и балета им. Умирающего лебедя — против контрфактной продукции!», — каков профилактический эффект?! 
   Нелепость? 
    На запрос «Нет наркотикам!» в поисковой системе Интернета выходит 1175368 (более миллиона!) документов. Количество упоминаний лозунга зашкаливает и конкурирует с приснопамятным «Слава КПСС!». 
    На протяжении последнего десятилетия при поддержке местных Администраций с самыми благими намерениями проводятся акции «Нет наркотикам!», «Твой выбор», «Рок против наркотиков». Благодаря этим слоганам — автопробег, соревнование по карате, конкурс детского рисунка, праздничные гуляния, рок-концерты — все в сознании детей и подростков связывается с наркотиками. Наркотики приобретают будничный вид, становятся фактом повседневности, вызывают не страх, а притяжение, любопытство, смех. На этих мероприятиях рок-музыканты исполняют профилактические шедевры: 

«Девочка наркоты наелась,
Головка у ней разболелась».

    Устроители готовят театрализованные представления и поэтические конкурсы, где поэты зачитывают произведения на тему «Нет наркотикам!», а киномеханики крутят профилактическое кино, демонстрирующее пагубность разнообразных способов потребления. Идеи профилактики дискредитированы. Официоз выставляется смехотворным, взрослые, участвующие в подобной акции — глупыми. Героями становятся наркотики. В народе появились анекдоты, точно отражающие суть явления: 

«Скажи нет наркотикам!». Наркотикам? Не — е — е — т!»;
«Рок против наркотиков»? Это все равно, что пчелы против меда!».

    Все это время не меняются лозунги «Нет наркотикам!» и «Рок (спорт) против наркотиков» в кампаниях псевдопрофилактики. Это — одна из тактик, используемых для манипулятивной рекламы. Профессионалам хорошо известно, что по законам психологии потребитель не воспринимает отрицание в лозунге, в сознании четко отпечатывается слово «наркотики». Подобные акции несут функцию постоянного напоминания о товаре. 
    Другой способ латентной пропаганды на средства государства — внедрение псевдопрофилактических программ, построенных на принципе «твой выбор». Созданные по западным образцам они распространяются от имени Министерства образования и уничтожают антинаркотические установки, порождая, так называемый, когнитивный диссонанс. Равноценными представлены жизнь и смерть, потребление и отказ от наркотиков. «Если взрослые разрешают делать выбор — значит наркотики не являются злом?», — думает подросток. 
    Школы в российской глубинке завалены плакатами, буклетами, закладками с манипулятивным лозунгом-слоганом «твой выбор». Своими руками их распространяют обманутые российские педагоги. Ежегодные конкурсы на «лучшую профилактическую программу», порождают тысячи компиляций, столь же разрушительных для детского сознания. Педагогов поощряют местные Комитеты по образованию. У детей, «охваченных» подобной профилактикой, разрушаются антинаркотические установки, сознание подготовлено к положительному восприятию наркотиков. Из номера в номер многотиражные газеты и журналы печатают комиксы, рассказы и анекдоты о наркотиках и наркоманах: 

Идет зачет по произведению Л. Толстого «Анна Каренина». Студент долго и нудно рассказывает о жизни Вронского Преподаватель устал слушать: 
— О герое романа вы рассказали достаточно. Теперь расскажите о героине. 
Студент оживляется: 
— Героин — очень мощная штука! А вы с какой целью интересуетесь?.. 
«Комсомольская правда», 2005 

Знаете ли вы, что слово аэроплан произошло от греческого существительного «аэро» — воздух и узбекского глагола «план» — улетать. 
«Комсомольская правда», №34-n, 2006, ( тираж газеты — 234840).

    Постоянное звучание темы в смеховом контексте делает её восприятие обыденным, вводит в обиход, сглаживает трагизм и страдания, стоящие за этим понятием, сеет всеобщее равнодушие. Существуют внушительные списки фильмов, пропагандирующих наркотики. Вообще в современном кино не редки фильмы, действие которых разворачивается вокруг какого-либо товара. Скрытая, а то и неприкрытая реклама — заурядное явление. Известно, что любимый многими фильм «Мужчина и женщина» К. Лелюша, был снят на деньги компании Форд, автомобиль которой постоянно фигурировал на экране. Сильвестр Сталлоне рекламировал сигареты марки «Браун энд Уильямсон тобакко» в пяти картинах, в том числе в «Рэмбо» и «Рокки-4″*. 
    Даже среди кинематографических произведений, награжденных престижными международными наградами, есть фильмы, рекламирующие наркопотребление. Сегодня эти фильмы регулярно показывают по телевидению, свободно продают в магазинах, прокатывают в пустующих залах. Реклама наркотиков в кино строится по всем правилам рекламы и маркетинга, основана на законах социальной психологии, использует все известные художественные средства и неразличимо сливается с сюжетом фильма. Для создания такого монстра привлекаются известные актеры, талантливые режиссеры и операторы. 
    Мастерство, используемое для promotion товара, создает качественный художественный продукт, позволяющий распространять миф, о якобы, невозможности отличить «настоящее» искусство, раскрывающее социально значимую тему, от скрытой рекламы. Происходит спекуляция понятиями «свобода искусства», «свобода слова», «цензура». Это ограждает наглую пропаганду от закона, суда и следствия, заранее присваивая ей титул «высокого искусства». Предполагается, что в стране с населением в 144 млн. человек не найдется специалистов, способных отличить рекламу и пропаганду наркотиков от художественного произведения. 
    Между тем, еще в 1988 году, в Нью-Йорке на Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, проведенной ООН, была принята Декларация, где специалисты из более сорока стран (включая Россию) обозначили основные приемы пропаганды наркотиков в СМИ. Кратко изложим их:

  1. Применение неточной терминологии («легкие» и «тяжелые» наркотики).
  2. Выступления за легализацию, распространение идеологии легализации.
  3. Информация об уличной стоимости конфискованных партий товара.
  4. Восхваление наркомании в песнях, кинофильмах и др. коммерческих произведениях.
  5. Сообщение об огромных прибылях, полученных от торговли.
  6. Сообщения о потреблении людьми, добившимися успеха в обществе.

    Сюда следует добавить предметы, физиологически обусловленные для наркомана наркопотреблением и вызывающие тягу: шприц, вид исколотых вен, способы приготовления и потребления наркотических средств, ломка. 
    В рамках исследования «Фильмы о наркотиках и наркоманах» (ИСЭПН РАН, 2004) были выявлены характерные модели поведения и приемы воздействий, моделирующих поведение потребителя наркотиков. Социально-культурный анализ является одной из составляющих комплексной экспертизы, в основе которой рекламно-маркетинговые характеристики текста и его социально-психологическое воздействие. Следует отметить, что исследованные фильмы имеют престижные международные награды, являются профессиональными и высокохудожественными произведениями и насчитывают тонны хвалебных отзывов в прессе, что нисколько не мешает им содержать социально-психологические матрицы, моделирующие поведение потребителя наркотиков (как реклама автомобиля не помешала фильму К. Лелюша стать художественным событием). 
    В яркой художественной форме, часто в момент катарсиса, в сознании будущего потребителя происходит позиционирование товара, как средства необходимого для удовлетворения насущной нужды (потребности). Прием наркотиков всегда связан с одной из потребностей, четко обозначенных драматургией фильма. Наркоманка («На игле») испытывает страдания, переживая смерть ребенка и просит сделать ей укол героина (позиционирование героина как средства от муки, боли, страдания). Следователь-интеллектуал («Из ада»), потерявший семью, употребляет опиум (позиционирование: средство от депрессии) и в состоянии наркотического сна провидит будущее (позиционирование: средство самоактуализации). В любовной сцене молодой человек предлагает девушке («Траффик») употребить кокаин в момент достижения оргазма (позиционирование: средство усиления сексуального наслаждения). Молодой продавец из фильма «В отрыв» страдает импотенцией и только после употребления наркотика в постельной сцене ему удается совершить половой акт, обрести любовь и излечиться (позиционирование: средство самоактуализации, средство достижения любви, средство безопасности). 
    Часто потребление товара происходит в сексуальных сценах и обусловливается половой стимуляцией, что оказывает физиологическое воздействие на зрителя. Образ наркотика, связанный с сексуальными переживаниями, становится необыкновенно приятным, притягательным. Это — старый прием рекламной манипуляции. 
    Как правило, подобные фильмы кинокритики причисляют к «социальному» кино. Наряду с достоверно показанными «язвами» современного мира — однообразной изматывающей работой, тупыми обывателями, пороками властей, герой обязательно демонстрирует асоциальные и преступные модели поведения, которые всегда получают положительное подкрепление. 
    Герой фильма «На игле», вместе с товарищами удачно совершает незаконную сделку (продажу кокаина) и получает крупную сумму. Незаконное, преступное поведение положительно подкреплено деньгами. Он же дочиста грабит подельников и бежит, заперев их в гостиничном номере. И здесь, преступное и аморальное поведение подкреплено крупной денежной суммой. Репортер-наркоман из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» поселяется в гостинице, учиняет разгром в номере и не заплатив, уезжает. Его адвокат — накачивает наркотиками несовершеннолетнюю девушку, насилует ее, а затем безнаказанно избавляется от жертвы, оставив ее в гостинице. 
    Зато полицейские, в фильмах-пропагандистах, как правило, выглядят полными идиотами («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Некоторые из них не прочь и сами побаловаться наркотиками. («Укуренные»). 
    Другой характерный штамп — образ наркодиллера, обусловленный половой стимуляцией. Наркодиллер (барыга) в фильмах-пропагандистах чаще всего половой гигант, всемогущий властелин («Экстази», «Траффик»). Он обладатель денег (денежные купюры в руках), наркотиков, девушек, которые отдаются ему из-за денег или наркотиков. Иногда фигурирует другой тип барыги — интеллектуала, имеющего высокий социальный статус («Кэнди»). Для обусловливания может использоваться гомосексуальная половая стимуляция. Как видим, одновременно с пропагандой наркотиков происходит пропаганда смежных профессий (наркодиллер, проститутка). 
    Недавно в Петербурге проходил фестиваль социального кино «Время жить», где мне довелось участвовать в качестве члена жюри и эксперта. Попечителями фестиваля стали руководители комитетов Совета Федераций, Государственной Думы, руководитель департамента ФСКН, директор попечительского совета ГУИН, представитель администрации Петербурга. Предполагалось, что с целью профилактики наркомании и ВИЧ\СПИДа фильмы-номинанты будут демонстрировать в 700 исправительных учреждениях и 60 воспитательных колониях по 30 регионам страны. 
    Для меня до сих пор остается загадкой: 
А) почему ответственные государственные люди так уверовали в профилактическое действие фильмов, которые никто из них не видел? 
Б) Почему фильмы отбирались «специалистами», полагающими, что любое упоминание о наркотиках является профилактикой?


* Л.Н. Федотова «Анализ содержания — социологический метод изучения СМК», М., 2001, с. 111

Из «Выводов и рекомендаций эксперта»

    Подавляющее большинство документальных, художественных и короткометражных фильмов (16) транслировали тяжелые для восприятия, подчас беспросветные картины жизни, не позволявшие предполагать каких-либо положительных изменений в судьбах героев. Экран фиксировал внимание на боли, страданиях, смерти, состоянии алкогольного и наркотического опьянения, ломках наркоманов, рассказах о страшных преступлениях и зверствах. При этом профессиональный уровень большинства как художественных, так и документальных кинолент не был высок. Общее впечатление от фильмов складывалось сумрачное, депрессивное; некоторые из них смотреть было невозможно и зрители уходили из зала. 
    Из 20 конкурсных фильмов наибольшее число (6) были посвящены теме наркомании и содержали положительно подкрепленные или нейтральные модели поведения потребителя наркотиков и физиологически воздействующие, обусловленные наркопотреблением стимулы (шприцы, ломка, наркотик), вызывающие тягу к потреблению у наркозависимых… 
   В «Небоскребе» персонаж, делал инъекцию героина, восстанавливаясь в статусе «супергероя» (позиционирование наркотика как средства самоактуализации). 
   Супружеская пара из фильма «Взлеты и падения», в наркотическом трансе воспаряла над землей, а при обретении ясного сознания, тяжело падала на землю (позиционирование наркотиков как средства получения легкости, удовольствия). 
   В комедии «Адам и Поль» в поисках наркотика наркоманы-неудачники постоянно попадали в разные передряги. Беднягам приходилось нелегко. Чудесным образом им удалось обрести и употребить героин. Перед ними открылся сияющий свет, несчастья улетучились, проблемы исчезли (позиционирование: наркотики как средство от горя, несчастий, депрессии). 
   В фильме «Город без солнца» присутствовали положительно подкрепленные модели поведения потребителя наркотиков и физиологически воздействующие, обусловленные наркопотреблением стимулы (шприцы, жгут, ломка, наркотик). Наркотики здесь позиционировались как средство от горя, несчастья, депрессии. 
   Не случайно руководитель одного из Петербургских реабилитационных центров не разрешил своим подопечным просмотр этого фильма. Явление «тяги» хорошо известно тем, кто занимается лечением наркозависимых. К сожалению, о нем не подозревают люди, которые берутся создавать «профилактическое» кино. Ломки наркоманов, показанные на экране, провоцируют у потребителей наркотиков тягу. Так, во время фестивального просмотра, характерно-неряшливо одетые группы зрителей массово покидали зал, чтобы удовлетворить возникшую потребность. 
   Напомню, что фильмы намеревались демонстрировать в исправительных колониях. Трудно себе представить отрицательный эффект от такой целенаправленной пропаганды в тюрьме. СМИ переполнены сообщениями о происшествиях в колониях.

Из выводов и рекомендаций эксперта:

    «Специфика данных учреждений (тюрем) создает социальную атмосферу, связанную с действием законов групповой психологии. Происходит огруппление мышления, деиндивидуализация. Под влиянием стимулирующей информации одни и те же чувства могут охватывать большие группы людей, что влечет за собой стихийные проявления деструктивного характера: эпидемическое распространение наркомании, массовые самоубийства, драки, бунты. В этой связи абсолютно недопустимо производить в тюрьмах показ кинопродукции, содержащей сцены наркопотребления, драк, убийств и каких-либо других действий, стимулирующих и провоцирующих их повторение…» 
    Между тем, в 2005 году «Город без солнца» уже демонстрировался в женской колонии №22 под Красноярском для «профилактики». Третья часть заключенных здесь женщин отбывают срок за сбыт и распространение наркотиков, некоторые из них наркозависимы. Можно представить, что происходило со зрительницами на этом принудительном просмотре.

Из Интернет-сети:

    Красноярск. Кино, как средство перевоспитания. Режиссеры и продюсеры международного кинофестиваля «Сталкер» показали заключенным женской колонии №22 фильм «Город без солнца»… В женской колонии подобные кинопоказы проходят впервые. Почти третья часть заключенных, которые попали сюда, занимались сбытом и распространением наркотиков. 
   Нижний Новгород. Фильм «Город без солнца» покажут в День борьбы против СПИДа, 1 декабря в нижегородском киноцентре «Рекорд». Перед просмотром фильма зрителям предложат откровенно поговорить о причинах распространения наркотиков в России(!) 
   Краснодар. Фильм «Город без солнца» с Сергеем Безруковым в главной роли будут демонстрировать краснодарским школьникам в рамках профилактики подростковой наркомании. Решение использовать киноленту в этих целях было принято Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту совместно с городским управлением образования. 
   Елабуга. «Опасное легкомыслие». Под таким названием проходит в кинотеатре «Иллюзион» тематический показ научно-популярных фильмов по профилактике СПИДа и венерических заболеваний. А основой показа стала премьера художественного фильма «Город без солнца», повествующего не только о такой проблеме, как СПИД, но и о наркотиках. 
   Этот же фильм для «профилактики наркомании, СПИДа и венерических болезней» (!) показывали школьникам и студентам в ряде городов России. Фильм рекомендовали местные органы образования и служба по контролю за наркотиками, не имеющие представления о латентных информационных воздействиях. Средства на производство «социального кино» были отпущены Федеральным агентством по кинематографии. 
   Теперь о главном. Почему стало возможным производство такого кинопродукта? Для того чтобы создать фильм необходимы большие деньги. Федеральное агентство финансирует только 60 % его стоимости. Оставшаяся часть — вложение любых (!) заинтересованных лиц. В результате — идеология фильма и его воздействие могут определяться кем угодно, в том числе и мировой наркомафией. При этом большая часть денег вложенных в пропаганду наркотиков — является государственными средствами ! 
   Принудительная демонстрация подобных «профилактических» фильмов в школах сопровождается возмущением родителей и скандалами в прессе. Складывается парадоксальная ситуация: государственные органы, не имеют соответствующих специалистов, но широко рекомендуют опасный информационный продукт, распространяющий наркоманию. Необходимо создать механизмы защиты от «керосиновой профилактики». Профилактическая информация должна проходить жесткий контроль ответственных общественных и государственных органов.

«КЕРОСИНОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА»
II часть

Автор:   Наталья Ефимовна Маркова   markowa@rambler.ru 
эксперт в области изучения воздействия на детей и подростков средств массовой информации

    Из мемуаров времен Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. известно, что одним из факторов, повлиявших на поражение России, было преступное небрежение пропагандой. Газеты обещали закидать врага шапками. Там, где по сообщениям прессы территория давно контролировалась русскими войсками, солдат встречали дружные залпы противника. Отсутствие правдивой, поддерживающей дух информации привело к разложению армии и поражению в войне. 
    Напротив, хорошо организованная британская пропаганда сыграла существенную роль в победе над Германской империей в первой мировой войне 1914-1918 г.г. Англичане сбрасывали с самолетов миллионы листовок. «У меня есть много прямых доказательств успеха Вашей неоценимой работы, немало способствовавшей поражению противника», — писал идейному руководителю британской пропаганды Ллойд Джордж. 
   Сегодня , весь известный арсенал манипулятивных рекламно-маркетинговых и социально-психологических технологий используется наркомафией в информационной войне против России. Что на сегодняшний день противопоставляет этой экспансии государство? 
   В перечень программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, включена целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы». «Керосиновая» профилактика цинично проводится на деньги налогоплательщиков, то есть родителей, дети которых подвергаются промывке мозгов, подготавливающей к наркопотреблению. Общий объем финансирования Программы, часть которой составляет профилактика наркопотребления составляет 3092,7 млн. рублей. Государственным заказчиком и одновременно ее разработчиком является Федеральная служба Росийской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Часть работ выполняет Министерство образования и Министерство здравоохранения. 
   В анализе причин наркотической эпидемии, перечисленных в программе указываются растущие цены на наркотики, экспансия афганского героина, мода на наркотики, существующая в молодежной субкультуре, обиженные социальным неравенством молодые люди. В ней нет ни намека на настоящие причины беды — тотальную иформационную экспансию. 
   Некоторые из пунктов программы поражают воображение специалиста: 
   «Существует вероятность временного повышения в период реализации Программы спроса на наркотики, которое явится реакцией части подростково-молодежного контингента на проведение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности …Однако данные явления не будут носить длительного характера, и их последствия будут устранены в период реализации Программы…», — на голубом глазу сообщают авторы.
   Известно, что эффективность коммерческой рекламы измеряется увеличением объема продаж, а социальной — усвоением конструктивных социальных ценностей и изменением поведения. Какую же информацию транслируют создатели программы, какие кампании профилактики реализуют, если даже в государственном документе планируется увеличение спроса (!) на наркотики? 
   Недавно подобная «профилактическая» акция прошла в Доме кино на Васильевской. Мероприятие развивалось по обычному сюрреалистическому сценарию. При входе, билетерши торжественно вручали каждому брикет мороженого, с красными маками и ударным слоганом: «Наш ответ — наркотикам Нет!». Бесплатная «Вечерняя Москва», была озаглавлена не иначе как: «Вечерка против наркотиков». В роскошном буклете значилось единственно возможное для Фестиваля антинаркотического кино название — «Выбор»*. 
   На глянцевых страницах буклета, попечители фестиваля — разумеется первые лица правительства Москвы, ФСКН, Союза кинематографистов высказывались о значимости события. Роскошь полиграфии и ранг высказывающихся лиц убеждали. 
   Известная киноартистка с чувством расcказала о тяжелом положении наркоманов, умирающих от наркомании в молодом возрасте, и призвала вести беспощадную борьбу с наркотиками. Она пообещала залу, что данное мероприятие продолжиться в школах, детских домах, тюрьмах и колониях, где фильмы покажут в профилактических целях. 
   Однако фильмов по всей вероятности никто из попечителей не видел, иначе пришлось бы предположить явную связь главных московских и Федеральных чиновников с наркобизнесом. Как скоро выяснилось, киноартистка, обещавшая показать фильмы «в школах, детских домах, тюрьмах и колониях», даже отдаленно не представляла себе содержания «профилактического» кино. Зато зрители смогли оценить его в полной мере. 
   Прекрасная блодинка Кенди и ее мужественный друг — брюнет Дэн нежно любят друг-друга. Однако предпочтение они отдают плотской любви в состоянии героинового опьянения. Шприц или дорожка на зеркале — все это пути к «сумасбродному наслаждению». «Мы нашли секретное место, где все лежало в одном месте. Наш мир был таким завершенным», — говорит героиня, медленно плывущая в изумрудной воде героиновой иллюзии. 
   Друг влюбленных — добрый гомосексуалист Каспер, сочувствуя молодым людям, по-отечески помогает им в трудную минуту бесплатной дозой, или поручает перепродать партию таблеток. Он обладатель денег, бесплатных наркотиков и молодых любовников, разгуливающих по квартире в обнаженном виде («Хорхе — плохо говорит по английски, зато у него большой член»). Каспер — химик и преподает в университете. Характерный монолог: «Из кодеина морфий — 1 час 10 минут, из морфия героин — еще 15 минут. Жидкий диаморфин героин, я называю его Иисус». Совместное потребление героина происходит в компании не иначе как под торжественную органную музыку. 
   Парочке постоянно не хватает денег. Чтобы купить дозу, Кэнди отдается владельцу магазина («Да, трахнулась с ним за 50 баксов»). Это не мешает Дэну сделать ей предложение выйти за него замуж. В дальнейшем, Кэнди проститутка в борделе, снабжающая мужа деньгами и наркотиками. Однако такое положение ей надоедает. Она требует чтобы и он участвовал в заработке. Кэнди: Ты знаешь чем я занимаюсь целыми днями? Я трахаюсь с мужиками, которых ненавижу. Позвони гею Блетцу. 
   Дэн: Я боюсь. Если можно было бы трахаться с женщинами я заработал бы тебе все деньги мира. С геями я не могу**… 
   Излечившись, парочка расстается. В конце титров звучит речь Кэнди, адресованная бывшему сожителю «Как мне нравилось это жужжание в ушах. Так в жизни точно можно любить только одно. Но это точно не ты» (речь идет о наркотиках). 
   Не будем докучать читателю подробным изложением каждого кинопроизведения. В качестве антинаркотического кино на фестивале непреложно присутствовал «Город без солнца». Все фильмы в большей или меньшей степени пропагандировали наркопотребление. 

   Анализ содержания специального выпуска «Вечерней Москвы» («Вечерка» против наркотиков), раздававшегося на кинофестивале антинаркотического кино «Выбор», показал повсеместное нарушение правил сообщений по теме «наркотики и наркомания». Вопреки Нью-Йоркской декларации 1988 года, рекомендующей воздерживаться от информации о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха в обществе, спецвыпуск разместил специальную рубрику «Наш сериал. Знаменитые грешники», где красочно, на полный разворот описывались биографии знаменитостей, потреблявших наркотики и алкоголь: Курт Кобейн, Олег Даль, Жан-Клод Вам Дамм, Джордж Бест. 
    Информация такого же рода размещалась и в коротких сообщениях: 
    «СПРАВКА «ВМ» Из-за наркотиков прервались многие жизни, разблись мечты и надежды, исковерканы судьбы множества людей, погасло навсегда немало ярких звезд эстрады и кино. Супергитарист Джимми Хендрикс, основатель и вокалист группы Doors Джим Моррисон, создатель и лидер «Нирваны» Курт Кобейн, поэт, бард и актер Владимир Высоцкий, «король» рок-н-ролла Элвис Пресли, рок-бард Александр Башлачев, основатель рок-группы «Черный обелиск» Анатолий Крупнов, великая актриса Мерлин Монро, один из «Иванушек Интэрнэшнл» Игорь Сорин… все они стали жертвами очередного шприца, таблетки или порошка» (с. 6).

    Другие нарушения Нью-Йоркской декларации касались информации об уличной стоимости конфискованных партий товара, сообщений об огромных прибылях, полученных от наркоторговли. Такими заметками газета была переполнена:

  • … было изъято около сорока граммов героина, а также почти две тысячи долларов (с. 32)
  • … В 2005 году был установлен рекорд по количеству изъятого героина, — 240 кило за несколько дней. Мафия недосчиталась 8-9 миллионов долларов, а до молодых людей не дошло 3 миллиона разовых доз (с. 26).
  • … полицейские обнаружили героин, электронные весы для взвешивания доз, 600 тысяч рублей, 70 тысяч долларов, золотые изделия в большом количестве (с. 26).
  • … Продавцы колес были задержаны после того, как провернули очередную сделку по продаже 39 таблеток МДМА за 24 тысячи рублей (с. 35).
    Грешил спецвыпуск и применением неточной терминологии («легкие» и «тяжелые» наркотики), отмеченной в Нью-Йоркской декларации 1988 года как недопустимое. Одновременно происходила неприкрытая реклама товара: позиционирование и информация о местах продажи.

  • … В России кокаин стоит в три-четыре раза дороже героина поэтому «кокс», «кокос» или как его еще называют «первый» пользуется славой элитного наркотика (кокаин позиционируется как «элитный» наркотик).
  • … Танцевальная культура в последние несколько лет идет рука об руку с этими видами наркотиков. Объемы их потребления уже вытеснили на второй план более «тяжелую дурь» (неточная терминология). Каждый второй ночной клуб или дискотека, как Москвы, так и других крупных мегаполисов страны, является местом сбыта этих наркотиков (сообщение о месте продажи наркотиков, с. 37).

    Спецвыпуск «ВМ» разместил рекламные статьи о фильмах пропагандирующих наркотики: «Кэнди» (с. 3) и «Город без солнца» (с. 39). 
    Любопытная деталь, на фотографиях из фильма «Кэнди», приложенных к статье, изображение: 1) улыбающейся гомосексуальной пары, — Каспера и его любовника Борхеса; 2) главной героини — Кэнди (актриса Эбби Корниш). Надпись к гомосексуальной фотографии гласит: Первая часть фильма и первая часть любви: обе называются «Рай». И правда, похоже (Хит Леджер и Эбби Корниш). Юный любовник-гомосексуалист совершенно не случайно «спрятан» под именем актрисы. Перед нами латентная пропаганда гомосексуализма.

    На последней странице (с. 40) размещен тест, рассчитанный на целевую группу 18-25 лет, «Предрасположен ли ты к наркотикам?». Три из четырех пунктов теста уличили бы в тайной склонности к наркотикам даже воспитанницу Института благородных девиц. В последнем пункте, адресованном безупречным трезвенникам, предлагается «не выступать по отношению к другим в роли проповедника морали». Манипулятивные технологии используемые в тесте зарождают сомнение в собственной стойкости, заставляют поверить в свою (несуществующую) склонность к наркопотреблению. 
   Здесь же (с. 40) размещена латентная реклама зарубежных центров лечения наркомании в Калифорнии, Аризоне, Соединенном Королевстве с описанием клиентов, — лечащихся звезд кино и рок-музыки. Рекламу, замаскированную под информационное сообщение, венчает фотография модели в позе «сексуальная агрессия», обусловливающая текст половой стимуляцией. 
   Возникает резонный вопрос: Если попечители и устроители фестиваля не имели представления о содержании фильмов и манипулятивных приемах пропаганды, использованных во время акции, то кто выстроил эту стройную систему? Кто подобрал фильмы, использовал манипулятивные технологии, дал название фестивалю и газете? Кто разместил материалы, рекламирующие наркотики и противоречащие всем международным нормам подачи материалов по данной теме? Кто дирижирует этим стройным пропагандистским оркестром? Ответы на эти вопросы обязаны дать спецслужбы. 
   После ознакомления с профилактической системой Федеральной программы на примере антинаркотического кинофестиваля «Выбор» становится понятным запланированное в государственной программе увеличение наркопотребления. Тем более самоубийственными для карьеры авторов кажутся их намерения «сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 — 20 процентов» к 2010 году (по сравнению с 2004). Количество потребителей наркотиков должно уменьшиться на 950-1200 тыс. человек, а максимальное количество больных наркоманией сместиться в диапазон 25 — 30 лет. 
   Это с керосиновой профилактикой-то?! 
   Однако при ближайшем рассмотрении мы увидим, что при составлении программы проявлена большая осторожность и риска не существует. Дело в том, что с 1991 г. в России наблюдалось резкое снижение рождаемости. Так, за период 1991-2000 г.г. родилось детей на 9,5 млн. меньше, чем в 1981-1990 г.г. По сравнению с 80-ми число родившихся в 90-е г.г. сократилось более чем в половину — до 55%. В расчете на 1000 населения показатель рождений снизился за эти годы с 17,2 до 8,3: 
   1981 год — 17.2 
   1990 год — 13.4 
   1998 год — 8.3 

   Время действия Программы (2005-2009) придется на вливание в демографическую группу 11-24 лет людей, рождение которых пришлось на период наибольшего спада рождаемости. Эта возрастная группа будет вполовину меньше подобной группы существовавшей в 2004 году. 
   Количество потребителей наркотиков уменьшится не за счет «профилактических» мер, а за счет сокращения рождаемости. Оно останется прежним или даже увеличиться благодаря тотальной керосиновой профилактике, если мы сейчас же не примем должных мер. 
   Пора менять дирижеров.


* В первой части статьи «Керосиновая профилактика» описаны манипулятивные социально-психологические технологии, связанные с этими названиями 
** Позиционирование героина как средства наслаждения, обусловливание сильной половой и гомосексуальной стимуляцией. Создание условий для социального научения.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
фильма «Город без солнца» режисер С. Потемкин, 2005 г.

Автор:   Наталья Ефимовна Маркова   markowa@rambler.ru 
эксперт в области изучения воздействия на детей и подростков средств массовой информации

    В комплексном экспертном исследовании использованы элементы поведенческого, социологического, социально-психологического, социально-культурного, рекламно-маркетингового, пропагандистского анализа. 
    Применяются следующие методики: поведенческий (бихевиористский) анализ по Б.Ф. Скиннеру, функциональный анализ по Р. Мертону, теория социального научения А. Бандуры, анализ содержания информации по Лассуэллу, идентификация рекламно-маркетинговых и пропагандистских приемов. 

   Пропаганда элементов идеологии «Легалайза» 
   В фильме используется пропаганда элементов идеологии «Легалайза». Сопоставляютя нелегальные (наркотики) и легальные (спиртное, табак) психоактивные вещества, что характерно для идеологии легализации наркотиков. Один из способов рекламы марихуаны в «Легалайзе» — приписывание табаку более вредоносных свойств нежели марихуане. 
   Не случайно положительный герой работает именно на табачной фабрике (т.е. способствует производству вредного, но благодаря лицемерию власти, легального психоактивного вещества). Таким образом, положительные качества и социальный статус инженера, подрываются его вредоносной деятельностью по отравлению населения табаком. 
   «Где была?», — спрашивает брат-наркоман у сестры-наркоманки. Ответ Люси: «Травилась кофеином в обществе инженера с табачной фабрики», -приобретает дополнительный смысл для людей, знакомых с мифологией «Легалайза». Более вредные, по мнению приверженцев «Легалайза» наркотики кофеин и табак противопоставлены нелегальной и менее вредной, с точки зрения наркоманов, марихуане. Ответ означает двойную измену принципам наркомана. Он адресован уже мифологизированной аудитории. 
   В нескольких сценах наркотики и алкоголь выступают как равноценные средства от депрессии. Так, в минуты отчаяния (погибает брат) героиня ищет деньги на наркотики (средство от горя) и обращается к возлюбленному. Однако, пьяный инженер, употребивший алкоголь (средство от горя), по причине того, что возлюбленная потребляет наркотики, отказывает ей в помощи. Человеку, исповедующему идеологию наркопотребления такое поведение, кажется нелогичным, предательским. Сопоставление алкоголя, позиционируемого как средство от горя с наркотиками, позиционируемыми как средство от горя не случайно. Уравнивание потребления алкоголя и наркотиков, в духе «Легалайза» демонстрирует лицемерие общества, запрещающего одни психоактивные вещества, и разрешающего другие. 
   Выступления за легализацию, распространение идеологии легализации в декларации Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами в Нью-Йорке (ООН, 1988) названы среди характерных приемов пропаганды наркотиков. 

   Физиологически обусловленные стимулы. 
   В фильме «Город без солнца» присутствует демонстрация долгих планов ломки — зрелища, физиологически обусловленного для наркомана наркопотреблением, и вызывающего тягу (желание немеленно употребить наркотик). 

   Позиционирование товара 
   Художественные средства, использованные в фильме, позволяют осуществлять позиционирование товара (наркотиков), в сознании зрителей, как средства от горя, несчастья, депрессии. Тип позиционирования четко обозначен драматургией и отвечает потребности в безопасности (A.Masloy): 
   Героиня рассказывает возлюбленному, что потребляет наркотики после смерти родителей. 
   Героиня узнает о смерти брата и принимает увеличенную дозу наркотика («обердоз»). 

   Жизненный стиль (VALS) 
   В фильме использован один из известных способов рекламы товара «жизненный стиль» (VALS), где акцент делается не на рекламируемом продукте, а на пропаганде характерного стиля жизни его пользователей. 
    Демонстрируемый стиль жизни ассоциируется с предметом рекламы. 
    Для пропаганды одного из типов «жизненного стиля» наркопотребителяv характерна трансляция моды на депрессию (напоминаем, что товар — наркотики в фильме позиционируются как средство от горя, депрессии). 
   1. Депрессивно-меланхолическая музыка наполняет пространство фильма. 
   2. Танец, исполняемый героиней несет заряд депрессии. 
   3. Депрессивна линия смерти, тщательно культивируемая в драматургии при помощи богемного антигероя Алекса. 
   4. «Как можно настолько не любить свой город», — удивляется недалекий положительный инженер. «Как можно спутать любовь с нелюбовью», -отвечает сестра своего брата. Алекс и его окружение питаются депрессией «города без солнца». 
   Депрессия транслируемая произведением искусства передается зрителям. 

   Модели поведения 
   Герои фильма молоды, красивы и при последовательном соблюдении авторами необходимых условий становятся моделями социального научения. 
   Героиня. Люси демонстрирует ряд моделей девиантного характера, не получающих отрицательного подкрепления или подкрепленных положительно. Девиантные модели поведения имеют положительное драматургическое обоснование, оправдывающее деструктивный характер поведения, представляющее девиацию как положительное свойство личности, нравственно оправданный выбор.

Деструктивные модели без отрицательного подкрепления:

  1. Деструктивная модель — героиня совершает кражу — крадет деньги у возлюбленного. 
    Положительное драматургическое обоснование — героиня совершает кражу ради тяжело больного брата.
  2. Деструктивная модель — героиня занимается попрошайничеством. 
    Положительное драматургическое обоснование — равнодушна к деньгам, отдает их уличному музыканту.
  3. Деструктивные модели, имеющие положительное подкрепление: 
    героиня постоянно курит, неопрятно почесывает голову, потребляет наркотики. 
    Положительное подкрепление — героиню любит и безоговорочно предан ей положительный герой. После каждого деструктивного поступка обожание лишь крепнет. Героиня совершает кражу — и возлюбленный умоляет просить у него деньги. 
    Героиня после инъекции «обердоза» в бессознательном состоянии — и возлюбленный бережно несет бесчувственное тело на руках.

Основные функции героини в фильме «Город без солнца» — трансляция положительно подкрепленных деструктивных моделей поведения:

  • табакокурения,
  • наркомании,
  • воровства.

Отрицательный герой.

  • Брат героини, Алекс — больной СПИДом наркоман. При этом он красив, обаятелен и талантливый фотограф.
  • Он демонстрирует героическое поведение и несгибаемость, устраивая шоу из собственной смерти.
  • Он проявляет чудеса стойкости и мужества в последние часы перед смертью, фиксируя стадии своего умирания.
  • Антигерой — больной СПИДом наркоман, умерший от СПИДа — оживает в финале фильма. Живой, здоровый и улыбающийся он хлопает в ладоши, сидя в зрительном зале.

    В декларации международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами в Нью-Йорке (ООН, 1988) среди характерных приемов пропаганды наркотиков названа «информация о потреблении людьми, добившимися успеха или славы в обществе». Согласно теории социального научения потребление наркотиков и богемный образ жизни обаятельного героя Безрукова, не получившие отрицательного подкрепления, могут стать моделью социального научения. 
   Выбор для такой роли актера, обладающего положительным обаянием, и имеющего большой круг поклонников среди подростков, автоматически означает легитимацию наркопотребления и введение моды на СПИД.

Функции антигероя в фильме «Город без солнца»

  • введение моды на наркопотребление и СПИД.

Положительный герой.

  • Положительный герой выглядит недалеким.
  • Он знакомиться с героиней, совершив на нее наезд в ДТП.
  • Он работает на табачной фабрике и прекрасно обеспечен благодаря тому, что «легально» отравляет общество никотином.
  • Он употребляет алкоголь спасаясь от чувства горя, боли, депрессии.
  • Он отказывает возлюбленной, переживающей чувства горя и боли в праве употребить вещество, способное умерить боль.

Функции положительного героя в фильме «Город без солнца» —

  • демонстрация непоследовательности и лицемерия представителя порядочного общества,
  • запрещающего наркотики и употребляющего алкоголь и табак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В фильме «Город без солнца» содержаться элементы пропаганды идеологии «Легалайз». Выступления за легализацию, распространение идеологии легализации в декларации Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами в Нью-Йорке (ООН, 1988) названы среди характерных приемов пропаганды наркотиков. 
   В фильме присутствуют стимулы, физиологически обусловленные для наркомана наркопотреблением и вызывающие тягу (желание немеленно употребить наркотик). Выявлены такие элементы рекламы и маркетинга как позиционирование, в соответствии с которым наркотик позиционируется как средство от депрессии; применяется рекламный прием «жизненный стиль», транслирующий депрессию. 
   Основные функции героини в фильме «Город без солнца» — трансляция положительно подкрепленных деструктивных моделей поведения: табакокурения, наркомании, воровства. Функции антигероя — введение моды на наркопотребление и СПИД. Функции положительного героя — демонстрация непоследовательности и лицемерия «порядочного» общества, запрещающего наркотики и употребляющего алкоголь. 

   Выводы эксперта: в фильме С. Потемкина «Город без солнца» содержится латентная реклама и пропаганда наркотиков.