Материалы опубликованы в сборнике материалов совещания руководителей аппаратов антинаркотических комиссий субъектов РФ

15.02.2021


Пропаганда здорового образа жизни через
реализацию проекта «SaMoSтоятельные дети»

В.В.Герасимова — 
заместитель директора Школьного центра психолого-медико-социального 
сопровождения «Ресурс» Московского района г.Казани

   В Республике Татарстан выстроена логичная и содержательная система противодействия наркоагрессии. Однако вопрос совершенствования методического арсенала по первичной профилактике наркотизации детей школьного возраста остается актуальным. Появляются новые источники пронаркотической культуры, иными стали и сами школьники. Они избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны, в их сознании укоренились идеи «разумного» эгоизма и глобализации. 
    В сложившейся ситуации необходимо находить новые, адаптивные методы противодействия наркотизации молодого поколения. 
    Специалистами Республики Татарстан изучен шведский опыт профилактики зависимости среди молодежи на основе контрактного метода «SMART» («Умник»). За 15 лет реализации метод представлен в 80 коммунах Швеции и охватывает более 80% школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Важно отметить, что потребление курения среди шведских школьников сократилось на 40%, проба наркотиков — на 50%. Отказались от вредной привычки (курения) и 30 % родителей, чьи дети принимают участие в проекте «SMART». Исследования подтвердили, что метод является эффективным в профилактике зависимостей и девиантного поведения. 
    В 2007 году Управлением госнаркоконтроля республики совместно с Министерством образования и науки РТ был разработан республиканский антинаркотический проект «SаMоSтоятельные дети» на основе контрактного метода профилактики. 

   Цель проекта — предупредить или задержать возраст первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.

Задачи проекта:

  • обучить персонал учреждений дополнительного образования работе по контрактному методу;
  • разработать, издать и обеспечить учреждения, готовые к реализации проекта, типовым контрактом и атрибутикой;
  • обеспечить функционирование системы социально-психологического и материального поощрения участников проекта;
  • провести информационно-разъяснительные мероприятия с родителями в учреждениях дополнительного образования;
  • заключить контракты с воспитанниками;
  • организовать мониторинг реализации проекта;
  • пропагандировать проект через средства массовой информации.

    Участниками проекта являются: дети школьного возраста, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, кружках и спортивных секциях, а также родители и педагоги. 
    Проект имеет свою символику. 
    Минимальная платформа проекта «SаMоSтоятельные дети» включает трехсторонний контракт, который подписывается на добровольной основе сроком на 1 год ребенком, руководителем объединения и одним из родителей. В дальнейшем контракт продлевается еще на год. В контракте содержится запрет на употребление табака, алкоголя, наркотиков, кроме того подросток имеет возможность самостоятельно включить в него те ограничения, которые он для себя определяет актуальными и требующими коррекции. 
    Отметим, что взрослый или ребенок, который имеет зависимость или экспериментирует с употреблением тех или иных ПАВ, в контракт вписывает обязательства добросовестно работать над освобождением от аддикции. 
    Перед подписанием документа с детьми и их родителями проводится ряд мероприятий в целях формирования у них осознанного выбора позитивного поведения.

    Подросткам, подписавшим контракт, по истечению трехмесячного испытательного срока вручаются именные членские карточки проекта «SаМоSтоятельные дети», которые действуют на всей территории республики. Обладатель этой карточки получает бонусы в виде:

  • скидок в магазинах, парикмахерских, кафе, при занятиях на спортивных площадках и посещении музеев, театров;
  • приглашения на рейтинговые культурно-массовые мероприятия;
  • участия в профильных сменах;
  • благодарственных писем от Министерства образования и науки Республики Татарстан, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан;
  • призов с символикой проекта.

   В проекте предусмотрены и виды работ с теми детьми, кто стал нарушителем контракта. В случае нарушения изымается членская карточка, но это не означает, что данный ребенок не может больше войти в проект. Посредством психолого-педагогической работы со школьником, его родителями, создаются условия для формирования осознанного выбора здорового жизненного стиля и реализации своих убеждений на практике, в своей жизни (подписание контракта и вхождение в здоровое, разумное и успешное сообщество). 
    Апробация контрактного метода проходила в 2007 году на базе Камского института физической культуры г. Набережные Челны. При содействии Управления ФСКН России по РТ специалистами института была реализована программа «Привлечение подростков к здоровому образу жизни через организацию занятий по популярным в молодежной среде видам спорта». В программу было привлечено 160 детей в возрасте 9-16 лет из наиболее проблемных школ города. Дети, подписавшие контракт, в том числе и из категории «группы риска», на протяжении отведенного экспериментом времени самоотверженно занимались в спортивных секциях и сохраняли верность подписанному контракту. Рецидивов аддитивного поведения у трудных детей не отмечалось. У участников проекта (школьников, родителей, студентов — волонтеров, преподавателей вуза) сформировался осознанный интерес к данному методу профилактики наркотизации. Результаты апробации проекта были представлены в марте 2008 г. на XI Скандинавской конференции «Профилактика зависимости методом «SMART» в г. Стокгольме. Опыт Татарстана получил достойную оценку. 
    На наш взгляд, реализация проекта полезна как для его непосредственных участников, так и для коммерческих организаций, бизнес -структур. 
    Школьникам проект позволяет осознать ответственность за свои поступки перед собой и сверстниками; ощутить психологическую поддержку авторитетной группы, принадлежность к ней, получить реальное материальное подкрепление при наличии активной жизненной позиции и реализации своих социально-значимых планов.Родители получили возможность в благоприятных условиях сформировать конструктивные отношения с детьми, объединиться с ними в рамках реальной, позитивной деятельности. 
    Педагоги приобрели доступную, простую, понятную технологию повышения эффективности антинаркотической профилактической работы среди школьников и родителей. 
    Коммерческие организации стали более привлекательными для клиентов, возрос спрос на их услуги, стал повышаться уровень востребованности и финансового оборота. В настоящее время в проекте принимают участие более 10 организаций, среди них сетевые книжные магазины: «Дом книги» и «Книжный двор», аквапарк «Ривьера», парикмахерский салон «Столица», ледовый дворец «Ледокол», торговая фирма «Олимпия» и др.

    Проект исключает разовые, единичные показатели, он ориентирован на долгосрочный результат, который заключается в:

  • снижении числа подростков и молодежи, допускающих пробу психоактивных веществ;
  • распространении и закреплении у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровью.

   В настоящее время в проект вошло 16 объединений из 10 городов республики (Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Заинск, Кукмор, Бугульма, Нижнекамск, Арск, Актюбинск и др.). Заключили контракты около 3000 юных татарстанцев, обладателями карточек стали более 500 человек. 
    Проект объединил ребят с разными интересами, среди них экологи, туристы, спортсмены, вожатые, любители технического творчества, танцоры, ораторы и картенгисты. Важно, что осознанной ценностью для них является собственное здоровье и здоровье окружающих людей. 
    В декабре 2009 года для самых активных участников проекта «SаМоSтоятельные дети» впервые была организована I республиканская профильная смена. Ее программа была насыщена конкурсами, играми, дискуссиями, тренингами, встречами с интересными людьми, в ходе которых участникам в доступной форме давались самые необходимые навыки общения, лидерства, выживания в современном мире. Особый интерес подростки проявили к работе мастер-классов, которые проводили ведущие ученые и практики в области социальной психологии, юриспруденции, педагогики здоровья. Для руководителей детских объединений в это же время проводились круглые столы, семинары-тренинги. Смена дала новый виток в развитии проекта и каждого его участника. 
    Проект «SаМоSтоятельные дети» отвечает потребностям его участников, он понятен и конкретен, в нем нет двойных стандартов и закостенелых стереотипов, он прост в реализации. По словам подростков, это то, что они долгое время ждали, и в чем с удовольствием и ответственно готовы принимать участие.



Реализация программы «Путь к успеху» в общеобразовательных
учреждениях Республики Татарстан

Ю.В.Пухова — 
ведущий советник отдела воспитания и дополнительного образования детей 
Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 года № 619, предлагает системный подход к организации антинаркотической работы в образовательной среде. Это означает, что профилактика должна проводиться во всех целевых группах: учащихся, их значимого окружения, педагогов и родителей. 
    Однако у педагогов не хватает знаний как правильно организовать и проводить профилактическую работу с родителями (в педагогических вузах этому не обучают). Кроме того, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями.

    При анализе антинаркотической профилактической деятельности образовательных учреждений Республики Татарстан с родителями выявлены следующие проблемы:

  • неумение педагогических работников привлечь родителей к профилактической работе;
  • незнание методов построения позитивного взаимодействия с родителями;
  • недоверие родителей к классным руководителям и к школе;
  • недопонимание учителями того факта, что профилактическая работа с родителями — проблема, прежде всего, педагогическая. Она должна решаться педагогическими методами на основе психологических подходов к отбору содержания и к технологическим приемам обучения.

    Переход от ситуации, в которой представлены вышеуказанные типы проблем, к ситуации их разрешения — все это составляет общие контуры программы «Путь к успеху». Она была разработана в 2007 году группой ученых, педагогов, психологов по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан. Программа включает в себя 3 подпрограммы профилактической работы с родителями детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, школах и учреждениях НПО.

    Пути решения проблем осуществляются в программе по следующим направлениям:

  1. Мотивационное направление. Цель — мотивация родителей к участию в Программе. В содержание направления входит:
    • информирование педагогов образовательного учреждения об особенностях мотивационной работе, знакомство со специалистами, осуществляющими обучение классных руководителей и психологов;
    • информирование о дополнительных услугах для детей и родителей;
    • презентация Программы «Путь к успеху»;
    • анкетирование родителей для выявления конкретных запросов на необходимость дополнительных знаний в области воспитания и обучения детей.
  2. Психологическое направление. Содержит материал по возрастным особенностям детей, возрастным факторам риска, особенностям детско-родительских и детско-детских взаимоотношений, факторам успеха в учебной и вне учебной деятельности.
  3. Педагогическое направление. В нем представлена информация о стилях, методах, видах воспитания, методах самовоспитания и родительских ролях.
  4. Социально-правовое направление. Включает необходимый материал по семейному, гражданскому и уголовному законодательству.
  5. Профилактическое направление. Содержит материал по профилактике курения, алкоголя, наркомании.
  6. Развивающее направление. В него включен практический материал и задания для самостоятельной работы родителя.

    Основная часть работы с родителями доступна для проведения педагогическому работнику образовательного учреждения (воспитателю, учителю, инженерно-педагогическому работнику).

    Построение содержания программ по уровням образования имеет следующие особенности:

  • спираль, цикличность, восхождение от простого к сложному (в формах работы, в усложнении тематики, в усложнении проблематики);
  • выделение факторов риска (обсуждаются в каждой теме);
  • выделение факторов защиты, ресурсов развития и факторов успеха (обсуждаются в каждой теме);
  • мотивационно-активизирующий родителей этап также включен в каждую тему.

    Такое построение содержания программы позволяет начать профилактическую работу с родителями детей любого возраста, с дополнением необходимого содержательного материала из предыдущих этапов.

Как учить родителей, чтобы им было интересно?

     Это — использовать активные методы и формы обучения:

  • групповые дискуссии, проблемные дискуссии, полипозиционные дискуссии;
  • деловые и ролевые игры, проектную деятельность;
  • фрагменты тренинга, мозговой штурм, разбор практических ситуаций;
  • круглый стол, групповые консультации, ток-шоу, свободный микрофон.

Чему учит родителей программа

     «Путь к успеху»? Ответ на этот вопрос является принципиально важным. Родителей учат:

  • понимать индивидуальные особенности ребенка, риски девиации и наркотизации, защитные ресурсы семьи;
  • анализировать поступки и поведение ребенка и связанные с ним риски;
  • прогнозировать поведение ребенка в зависимости от своих воспитательных стратегий, влияния среды и личностных ресурсов ребенка;
  • корректировать свое поведение и поведение ребенка в зависимости от сложившихся детско-родительских взаимоотношений и ситуаций в семье;
  • создавать условия для нормального развития ребенка и формирования установок на ЗОЖ и достижения успеха в жизни;
  • помогать ребенку разрешать проблемные ситуации в учебной и вне учебной деятельности;
  • принимать ответственные решения по жизненному самоопределению ребенка, основываясь на его интересах, способностях и самостоятельных решениях.
      Разработанная программа «Путь к успеху» 

помогает научить родителей подвергать критическому осмыслению:

  • родительское воспитание (установки, стили, методы, роли, принципы, приемы, традиции);
  • проблемы в родительско-детских взаимоотношениях;
  • проблемы в семейных взаимоотношениях;
  • индивидуальные особенности ребенка;
  • факторы риска, факторы защиты, факторы развития, факторы успеха родительского воспитания, социального окружения ребенка и его особенностей.
    Результатом осмысления на занятиях являются:

  • повышение ответственности родителя за воспитание ребенка;
  • применение в семье адекватных и гибких форм воспитания;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Первый уровень программы предназначен для большинства родителей и реализуется классными руководителями. Применение системного подхода к содержанию профилактических программ позволило осуществить преемственность программ по ступеням образования и выделить этапы работы: 
Этап 1 — родители детей старшей и подготовительной группы ДОУ; 
Этап 2 — родители детей 1-х и 2-х классов школы; 
Этап 3 — родители детей 3-х и 4-х классов школы; 
Этап 4 — родители детей 5-х и 6-х классов школы; 
Этап 5 — родители детей 7-х и 8-х классов школы; 
Этап 6 — родители детей 9-х — 11-х классов школы; 
Этап 7 — родители детей, обучающихся в УНПО. 
    Базовый материал по первичной профилактике содержит тот необходимый минимум, который позволит в дальнейшем продолжить работу с родителями по их запросу в рамках клубных форм, родительского всеобуча, дополнительных услуг и т.д. Выявление дополнительных запросов позволит четко обозначить необходимое содержание для антинаркотической работы с родителями. 

Второй уровень программы предназначен для родителей детей группы риска и реализуется педагогом-психологом. Преемственность осуществляется по ступеням образования по следующим этапам: 
Этап 1 — родители детей группы риска (ДОУ); 
Этап 2 — родители детей группы риска (начальная школа); 
Этап 3 — родители детей группы риска (5-8 классы школы); 
Этап 4 — родители детей группы риска (9-11 классы школы); 
Этап 5 — родители учащихся группы риска (УНПО). 

    Опыт проведения обучающих и методических семинаров для классных руководителей в муниципальных образованиях Республики Татарстан показал доступность ее внедрения в любой школе, как в городской, так и в сельской местности.

Индикаторами эффективности внедрения Программы являются:

Количественные индикаторы Качественные индикаторы
увеличение количества школ, классов, родителей, вовлеченных в реализацию программы
  • повышение родительской ответственности за профилактическую работу с собственным ребенком (рост количества родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь);
  • формирование отрицательного отношения к употреблению наркотиков людьми (рост количества родителей крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми);
  • увеличение положительных отзывов родителей о занятиях по программе.

Результаты внедрения программы

     в 2008-2009 учебном году:

  • внедрение программы для родителей «Путь к успеху» началось в 43 муниципальных образованиях республики, охвачено 1216 школ, что составляет 52,6% от всех школ республики;
  • количество родителей, считающих, что в первую очередь они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми увеличилось в среднем по республике на 15%;
  • количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми, увеличилось на 12,3%;
  • 84,4% родителей дали положительные отзывы о посещенных занятиях по программе.

Проблемы, с которыми столкнулись муниципальные образования

     при внедрении программы «Путь к успеху» в школах:

  • Анализ отчетов школ, не проходивших обучение на семинарах, показал недостаточность самостоятельного изучения программ по пособию «Путь к успеху».
  • Недостаточная мотивация классных руководителей на работу по этой программе.
  • Ситуация с внедрением программ второго уровня более проблемная. Эти программы реализуются педагогами-психологами, которые есть не во всех школах.

    Программа дает педагогическим коллективам образовательных учреждений приоритеты в профилактической деятельности с родителями и в целом ориентиры для осуществления антинаркотической работы. Это позволит сделать ее экологичной, действенной и востребованной каждым родителем. Важным итогом внедрения программы будет то, что в профилактическом процессе значительную роль начнут играть родители, что позволяет активизировать внутренний воспитательный потенциал семьи. 
   Развитие рефлексивных способностей родителей в отношении своих взглядов на жизнь, ценностей, родительских установок и ролей в процессе обучения способствует саморазвитию компетентности, личностной зрелости и повысит воспитательный и профилактический потенциал семьи, способствуя созданию условий для развития ребенка. И родитель, и ребенок, развиваясь, вместе достигнут успеха. 

    Программа «Путь к успеху» размещена на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан: mon.tatar.ru.



Об опыте внедрения в Республике Татарстан
проекта «Клубная жизнь без наркотиков»

А.Г.Синеглазова — 
заместитель директора Республиканского центра 
молодежных, инновационных и профилактических программ 
Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

    В учебных и молодежных досуговых учреждениях Республики Татарстан проводится активная профилактическая работа. Не охваченной ею оставались только ночные клубы. По данным Института социологии РАН (Российской академии наук) около 40 процентов молодых наркопотребителей постоянно приобретают наркотики в клубах (для сравнения, на улице — 38 %, у постоянных дилеров — 44 %). 
    Исходя из анализа сложившейся ситуации, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан при поддержке антинаркотической комиссии в Республике Татарстан был разработан проект «Клубная жизнь без наркотиков». Он нацелен на создание системы профилактической работы в первую очередь с представителями такой молодежной субкультуры, как «клабберы». 
    Для того чтобы изучить среду, в которой предстояло организовать работу, Центром аналитических исследований и разработок (руководитель профессор Салагаев АЛ.) был проведен опрос 40 постоянных посетителей ночных клубов, имеющих опыт употребления наркотиков.

Результаты социологического исследования показали:

  • среднестатистический возраст «клаббера» не превышает 30 лет;
  • его социальный статус — студенты вуза, ссуза или учащиеся учреждений начального профессионального образования;
  • большинство из них посещают ночные клубы 1-2 раза в неделю, связывают это с получением удовольствия (гедонизм), имеют свои устоявшиеся предпочтения в музыке и «тусовке».
    Посетители ночных клубов и дискотек — группа, открытая для вхождения новых членов. При этом риск приобщения начинающего клаббера к популярным в данной среде наркотикам является значительным. Основными факторами риска для них являются:

  • прямое или косвенное знакомство с людьми, распространяющими наркотики (как правило, это не «профессиональные» драгдилеры, а любители — завсегдатаи клуба, так называемые «лидеры мнений»);
  • использование в клубе определенных музыкальных направлений («транс» или «психоделика»),
  • тематика мероприятия (например, концерт определенной группы).

    В тоже время, по мнению большинства опрошенных, администрация ночных клубов не вовлечена в процесс распространения наркотиков, хотя и не всегда делает все возможное для его предотвращения.

    В Республике работает более 30 ночных клубов, 12 крупных клубов г.Казани, вместимостью более 300 человек, посещает от 3000 до 6000 человек в зависимости от дня недели, программы и времени года. 
    Цель проекта: противодействие распространению/употреблению наркотиков в ночных клубах городов Республики Татарстан.

      Целевая группа проекта — молодые люди, постоянные посетители ночных клубов. 

Задачи:

  • создание в ночных клубах и территориях, прилегающих к ним, условий, снижающих вероятность и комфортность употребления наркотических средств;
  • создание положительного имиджа проекта для его участников (через позиционирование клубов в массовом сознании как мест отдыха, «чистых» от наркотиков);
  • разрушение сложившихся негативных стереотипов в массовом сознании в отношении ночных клубов (в ночные клубы ходят только наркоманы, и там продают наркотики);
  • налаживание каналов непрерывной коммуникации между администрацией клубов и правоохранительными органами (разрушение негативного отношения администрацией клубов и оперативных сотрудников правоохранительных органов).

    Основными исполнителями проекта являются: Министерство по делам молодежи спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

  • социологическое исследование с использованием методов глубинного интервью;
  • совещания-презентации с участием заместителей глав муниципальных образований и руководителей ночных клубов;
  • семинары для сотрудников ночных клубов (обучено 49 человек из 14 клубов);
  • тематические антинаркотические акции в поддержку проекта.

    В настоящее время в проекте участвуют 23 ночных клуба Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги. В этих городах созданы комиссии с целью оценки безопасности клубов. В декабре планируется вручение «звезд» — знаков отличия безопасных клубов.

    Критерии оценки ночных клубов (присвоения «звезд»):

  • сотрудничество с МВД по РТ и УФСНК России по РТ по вопросам выявления лиц, распространяющих наркотические средства;
  • организация и проведение в клубе антинаркотических акций;
  • прохождение персоналом клуба профилактических медицинских осмотров на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков;
  • наличие в клубе стойки с информационными буклетами, плакатами или иной продукцией по профилактике наркомании;
  • переоборудование помещений клуба (туалетов, подсобных помещений, чилаутов и др.);
  • многое другое.

Ожидаемые результаты:

  • снижение вероятности употребления наркотических средств в ночных клубах, а также нахождения в них лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения (по данным МВД по РТ, УФСНК России по РТ, социологического исследования);
  • создание системы межведомственной координации;
  • распространение опыта проекта в других городах республики.
    Ночные клубы — участники проекта имеют возможность бесплатно:

  • обучать сотрудников ночных клубов способам выявления лиц, распространяющих наркотики и употребляющих их (занятия проводится силами сотрудников УФСНК РФ по РТ, МВД по РТ и РНД МЗ РТ);
  • размещать логотипы клубов на рекламной продукции, вечеринках-презентациях, уличной щитовой рекламе проекта;
  • получать помощь организаторов проекта при проведении антинаркотических акций.

    Проект «Клубная жизнь без наркотиков» размещен на сайте антинаркотической комиссии в Республике Татарстан: www.antinarc.ru.



Об опыте организации социально-трудовой реабилитации лиц,
прекративших употребление наркотиков

Л.Н.Халабуда — 
председатель координационного Совета общественной 
организации «Профилактика и инициатива» Республики Татарстан

    Процесс трудоустройства даже для здорового человека — серьезный стресс. Мало найти вакансию, нужно еще выйти на контакт с работодателем, суметь произвести хорошее впечатление, обладать теми качествами, которые необходимы для этой должности. Для бывших наркозависимых любая осечка на этом пути часто приводит к срыву и возвращению к употреблению наркотиков. 
    Взявшись за решение проблемы трудоустройства наркозависимых, прошедших лечение, мы использовали различные методы: направляли их в центры занятости, молодежные биржи труда, проводили профориентационную работу. Но результаты были очень незначительные.

Ниже приведены изменения взглядов специалистов на проблему трудоустройства:

Начало 90-х г.г. Устройство наркомана на работу — способ отказа от наркотиков.
Середина-конец
90-х годов
Развитие реабилитационных программ.
Мотивация наркозависимых на участие в длительном реабилитационном процессе.
2000 — 2004 г.г. Среди наркозависимых утверждается мнение: «Нельзя устраиваться на работу в течение года после окончания лечения». 
В реабилитационных центрах возникает эффективная форма трудовой социализации — временная работа в качестве волонтеров и консультантов.
2004 — 2005 г.г. Поиск решения проблем трудовой социализации.

    В 2006 году был разработан проект «Формирование у наркозависимых мотивации к активным действиям по поиску работы. Развитие социальных навыков, необходимых для самостоятельного трудоустройства». Он был направлен на конкурс профилактических проектов среди общественных организаций, который проводило Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан

Структура проекта:

  • постановка целей трудоустройства;
  • тренинг «Навыки, необходимые для трудоустройства»;
  • трудоустройство наркозависимых.

    Реализация проекта не дала существенных результатов, но позволила разработать концепцию трудовой реабилитации наркозависимых. Кроме того, тренинг выявил те виды нарушений у наркозависимых, которые не позволяют им успешно решать вопросы трудовой социализации. 
Во-первых, это нарушения, возникающие в процессе первичной социализации. Наркозависимый, как правило, проживает в неблагополучной семье. Его воспитанием никто не занимается. Большое количество времени он проводит на улице. Как итог — к моменту окончания школы у человека нет адекватного ответа на вопрос: «Кем я хочу быть и что для этого нужно делать?» 
Во-вторых, нарушения, возникающие в процессе вторичной социализации. Человек, не употребляющий наркотики, после окончания школы занят поисками работы, приобретает опыт адаптации к новому коллективу, условиям производства и т.д. У наркозависимого такого опыта нет. Он не умеет выстраивать нормальные отношения с коллективом, не умеет адаптироваться. 
   Третьи виды обусловлены наркотической зависимостью, нарушениями эмоционального состояния больных. В ответ на любую стрессовую ситуацию у них возникает отрицательный эмоциональный всплеск и за ним следует срыв, возвращение к употреблению наркотиков. 
   Когда мы выявили эти нарушения, стало ясно, почему обращения в центры занятости не смогли решить проблему трудоустройства наркозависимых.

    В дальнейшем нами были разработаны две психокоррекционные программы:

  • «Развитие социальной компетентности». Она включает в себя тренинг, в процессе которого молодые люди получают информацию и навыки как выбирать профессию, оценивать свои способности и возможности;
  • «Личностное и профессиональное определение». Это программа второго уровня. Человек, получивший необходимую информацию на первом тренинге, здесь узнает, что он хочет от жизни, как будет достигать поставленную цель в соответствии со своими возможностями и способностями.

    Новый импульс работа приобрела после получения гранта Организации объединенных наций, в рамках которого было создано «Агентство по трудовой социализации наркозависимых, прекративших употребление наркотиков». Во время учебной поездки в Нюрнберг была изучена организация временных работ для наркозависимых. Опыт коллег был адаптирован к нашим условиям, и на его основе разработан «Проект временного трудоустройства». В рамках этого проекта были созданы наполовину искусственные рабочие места для наркозависимых с реальными трудовыми отношениями, требованиями к качеству и количеству выполняемой работы, дисциплиной и заработной платой. 
    Наркозависимый, который находится на реабилитации может работать 1 день в неделю. Лица, закончившие реабилитационную программу, работают 2-3 дня в неделю. Те, кто имеют опыт работы консультанта в наркодиспансере трудятся на должности бригадира 2-3 месяца. Организовать рабочие места на более длительное время не позволило ограниченное финансирование проекта. 
    Во время участия в проекте молодые люди испытывают все сложности взаимоотношений: могут не вовремя привести комплектующие, задержать заработную плату, мастера могут в резкой форме потребовать соблюдения дисциплины и другое. Затем в реабилитационном центре специалисты отрабатывают с наркозависимыми все проблемы, которые возникают на работе: их эмоции, неконструктивные мысли, неоправданные ожидания. 
    Результаты реализации проекта: 10 молодых людей за 2 месяца отработали (в основном на подсобных строительных работах) 48 часов. Их заработная плата составила 23,5 тыс. рублей (в среднем на одного человека 2,0 тысячи рублей), перечислено социальных налогов — 9500 рублей. Таким образом, наркозависимые получили возможность мягко адаптироваться к трудовым отношениям, а также заработать, пусть небольшие, деньги.

Эти проекты стали основой социально-трудовой реабилитации, которую мы рассматриваем как один из этапов реабилитационного процесса. 

Только после прохождения двух первых этапов можно определить потребности и возможности молодого человека в трудоустройстве.

    В обобщенном виде реабилитационный процесс выглядит так: наркозависимый проходит лечение и реабилитацию в наркодиспансере, потом проходит к нам в трудовое агентство. Мотивационную работу специалисты агентства проводят на базе наркодиспансера (иначе к нам будут приходить 1-2 человека).

    В настоящее время установлено тесное взаимодействие с рядом государственных и коммерческих учреждений. Агентство направляет наркозависимых в районные центры занятости, которые или подыскивают им вакансии на производстве или направляют их на переобучение.

    Партнеров у агентства много. Остается необходимость координировать работу по социально-трудовой реабилитации наркозависимых. Кроме того, агентство готово работать и с людьми, освободившимися из мест заключения. 
    Есть нерешенная проблема. Работа в рамках проекта не предполагает постоянного финансирования деятельности агентства. Предлагаем антинаркотической комиссии в Республике Татарстан рассмотреть вопрос о разработке механизма обеспечения финансовой поддержки для наиболее эффективных республиканских профилактических проектов.