ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ПРОТИВОНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ СЗФО

19.01.2021


А Н Т И Н А Р К О  —  2 0 0 3
«Актуальные проблемы профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых»
Научно практическая конференция

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНОЙ
ПРОТИВОНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ СЗФО
протоиерей Сергий БЕЛЬКОВ,
руководитель Санкт-Петербургского Епархиального отдела
по противодействию наркомании и алкоголизму

Дорогие братья и сестры, уважаемые дамы и господа!

     Начиная свое сообщение, я должен сразу сказать, что включил в него не только собственные представления и мнения священников, занимающихся этой работой. В качестве руководителя созданного в нашей епархии отдела по противодействию наркомании и алкоголизму я обязан представлять официальные, ясно определенные позиции церковного руководства. 
     В моем сообщении будут изложены основные моменты затронутой темы; однако, в ближайшее время мы планируем представить их в виде подробной аналитической записки. Но в первую очередь считаю необходимым сказать об итогах выездного совещания ОАК при представителе президента в СЗФО, которое проходило в июле 2003г. в реабилитационном центре пос. Саперное. Кратко я бы их сформулировал так: 
     Церковь, общественность и государственная власть на всех уровнях признают чрезвычайную важность и неотъемлемость духовного, религиозного понимания проблемы наркомании. Полноценное участие Церкви в решении этой важнейшей социальной проблемы считается насущной необходимостью. Поэтому принятые совещанием решения направлены на создание административной, межведомственной, финансовой и информационной поддержки церковной противонаркотической работы. 
     Конкретные формы такой поддержки были предусмотрены, как на местном и региональном, так и на окружном и федеральном уровне реализации, и имели весьма конструктивный характер. Поэтому, говоря о проблемах и перспективах развития противонаркотической работы на территории СЗФО, мы также можем переходить к обсуждению практических вопросов. 
     Самый очевидный результат этой работы, на мой взгляд, таков: рассмотрев итоги совещания ОАК Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир принял решение (распоряжением №90 от 1 октября 2003г.) о создании в Санкт-Петербургской епархии специального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. В ближайшее время будет утверждено и опубликовано официальное «Положение» об отделе, определяющее его инфраструктуру и направления деятельности; эта работа сейчас ведется. 
     Сразу скажу, что в работе отдела, согласно его названию, будут выделены (а в известной степени и разделены) два основных направления: проблема наркомании и проблема алкоголизма. Суть в том, что эти вопросы, с медицинской позиции почти сходные, имеют и ряд глубоких отличий: психологических, юридических, социо-культурных и не в последнюю очередь — религиозных. 
     Необходимость создания отдела (к слову сказать — первого такого учреждения в наших церковных структурах) назрела уже давно. Такой отдел сможет активизировать развитие противонаркотической деятельности, устранив при этом некую туманную «многоподъездность» церковной работы в этой области, сделав ее ценртализованно-ответственной, компетентной, последовательной. При этом мы отдаем себе отчет: все, сделанное нами ранее — пока только капля в море. Я попробую прокомментировать эти слова. 
     В нашей епархии действуют два православных реабилитационных проекта (Саперное и «Возвращение»), единовременно способные принять на реабилитацию несколько десятков человек. В целом по округу подобные центры есть лишь в регионах Калининграда, Пскова и Санкт-Петербурга (точнее — Лен.области). Этой работой занят ограниченный круг людей: священников, мирян, специалистов. 
     О.Георгий Иоффе в сборнике «Теории и практики противодействия наркомании» приводит данные: из 111 организаций, занимающихся помощью наркозависимым на пост-советском пространстве 45 используют американскую 12-ти шаговую программу «NA», 19 занимаются социальной помощью и 47 — религиозными видами реабилитации. И из этих 47 — (я подчеркиваю!) всего 6 православных. Прочие представляют из себя «неохаризматические религиозные сообщества». То есть — секты. 
     При этом, по социологическим опросам 60% тех, кто ищет избавления от наркозависимости, считают возможным поступление на реабилитацию только при условии ее православной направленности. И это вполне естественно. Ведь православное исповедание относится к глубинным, тысячелетним традициям русского народа, здесь очевидно проявляется наша генетическая память.
     Сегодня, глядя на церковную противонаркотическую работу, можно подумать о ее активном развитии. Мы видим множество публикаций, проводятся семинары и конференции, строятся реабилитационные центры. Однако нам надо избавиться от лишних иллюзий. Очень часто они возникают именно вследствие разного рода подделок и симуляций, связанных с необоснованными ссылками на церковную противонаркотическую работу. 
     Назову самое очевидное: недобросовестные методы коммерческой рекламы. Так в день снятия рекламного ролика в платную «клинику» или коммерческий санаторий приглашают священника — «для освящения помещения» и т.д. С теми же целями практикуется показное развешивание икон, мошеннические ссылки на, якобы, «благословения» духовенства. Используется прямой обман доверчивых, несведущих батюшек, настоятелей, благочинных, даже архипастырей: для получения церковных бумаг, «благословений» и пр., с последующим «козырянием» таковыми. (Это касается и проблем алкоголизма, напр.: МИРВЧ) 
     Все это в известной мере отталкивает духовенство от противонаркотической работы. Каждый понимает ее необходимость. Но священник не может участвовать в делах тьмы, или действовать вслепую, на страх и риск, зная при этом, как остро стоит проблема финансового обеспечения церковных мероприятий. (Замечу, что секты для своей экспансии получают зарубежную поддержку). Хотел бы подчеркнуть еще раз: церковная благотворительная работа и коммерческие интересы категорически несовместимы. 
     Назрела необходимость согласованности церковной противонаркотической работы. По моему мнению, в первую очередь это потребует создания общего информационного поля и правовой упорядоченности (я имею в виду не только общие законы и нормативные акты, но и современные положения церковного права). Это нужно и для координации работы, и для ее развития. Попробую это пояснить на некоторых примерах. И начну с работы реабилитационных центров, точнее, с методических требований, которые надо выполнять. 
     Как Вы знаете, почти никогда наркоман не нуждается в лечении и реабилитации «сам по себе». Это всегда микросоциум: жена или подруга-наркоманка, родной брат, друг по несчастью и т.д. В том числе индуцированно зависимые члены семьи и родственники. Нередки семейные пары, имеющие детей; их стремление к реабилитации бывает мотивировано очень остро. Но все это часто напоминает детскую задачку: «Волк, коза и капуста в одной лодке». 
     Конечно, два действующих в нашей епархии реабилитационных проекта методически не приспособлены данные ситуации самостоятельно разрешать. Возникает целый ряд вопросов: проблема женских реабилитационных программ (каковых нет), проблема организации мини-приютов для детей из дезадаптированых семей наркоманов, отсутствие комплексной (семейной) реабилитации и еще многое другое. В сумме здесь нужна многоукладная и хорошо скоординированная структура социально-благотворительных функций. 
     Другой пример: сегодня многие наркозависимые сами находят возможность реабилитации и духовного воспитания в монастырях, монастырских подворьях или на удаленных от города церковных приходах. Но существует уже и порода летунов. Набедокурит такой в одном монастыре — едет в другой. Или из Саперного в «Камень» (под Псков), а оттуда в «Возвращение» и т.д.; и везде они приносят множество бед. Конечно, нам надо учреждать централизованные формы защитного информирования реабилитационных проектов, общин, монастырей, церковных приходов, включая использование средств связи, ИНТЕРНЕТ-а и пр. 
     Впрочем, есть тут и обратная сторона проблемы. Так некоторые из реабилитантов могут иметь отсрочки исполнения приговоров, административные меры, судебные расследования по 228ст. УК РФ, риски утраты родительских, имущественных прав и т.п. Часто такие люди искренне просят поддержки, рекомендаций, справок и иных форм сопровождения. По опыту знаю: такие действия могут иметь положительный социально-профилактический эффект. Нам необходимо определять, в каких случаях это допустимо, а в каких — нет. Конечно, такая работа до настоящего времени не могла быть достаточно четко организована, т.к. юридически ее может внедрить лишь централизованная инстанция. 
     Вообще в этой области всегда возникают неожиданные вопросы. Приведу такой пример: возникла некая хитрая профессия: «сопровождающих паломников». Я уверен: есть много людей, по своему помогающих наркозависимым как-то воцерковляться и спасаться. Но есть уже и некий род жуликов, берущих деньги у богатых родителей наркоманов, чтобы «устроить» их детей в монастырь (скажем — из Красноярска — в Вологодскую обл. и т.п.). Имитируют «выплаты мзды», «подношения подарков» настоятелям, взимают «командировочные» и т.д. Бывает, что те же услуги («устройство на реабилитацию в условиях монастырского послушания») включают в свои «прейскуранты» и врачи платных клиник. 
     Наверное мы не сможем предусмотреть каждую подобную «новость». Но нам уже необходима единая система легитимного учета и защиты реально работающих организаций (в т.ч. их сотрудников, волонтеров, доверенных лиц и их полномочий) на уровне официальных, централизованных церковных инстанций. Это — также одна из функций будущего отдела. 
     Есть и такие факторы, как принцип удаленности реабилитационных точек. Даже если наркоман, например, живет в поселке, где рядом монастырь, он должен уехать на реабилитацию достаточно далеко: для исключения срыва ремиссии. Поэтому необходимо учитывать и проблемы территориальной принадлежности наших проектов. 
     Наверное, всем ясно, что прочие епархии округа относительно небогаты (по сравнению с нашей). Никаких отделов, развернутых программ и т.п., объективно они учредить пока не могут. При этом и здесь все потенциальные начинания столкнутся с такой же проблемой: с методической неполноценностью каждого изолированного проекта. Поэтому, на мой взгляд, надо ставить вопрос о создании комплексной Северо-Западной программы, объединяющей все наши усилия в действенную, эффективную сеть. 
     Но для этого нам надо не только увязывать вопросы горизонтального (межъепархиального) взаимодействия в рамках церковного права. В этом случае работа отдела приобретет функцию учреждения, отвечающего за взаимодействие с ОАК, с региональными МВК, с ведомствами, администрациями, и т.д. И в том числе курирующего создание Северо-Западного православного организационно-методического центра профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых (в пос. Саперное). 
     Также понятно, что развитие церковной работы в Епархии, а тем более на территории округа потребует информационного обеспечения. Определенные шаги тут сделаны: в Епархии создан Информационный центр по противодействию наркомании, запущен пилотный выпуск официального издания по проблеме наркомании, готовятся аналитические материалы и новые статьи. 
     Мы планируем и содержание сайта с публикацией электронных версий изданий, с необходимой архивной информацией, доступной справочной частью, официально-церковным разделом и пр. В ведение отдела попадет и издание организационно-методической литературы, материалов ДСП, наиболее значимых публикаций в виде брошюр, тематических сборников и т.д. 
     Кроме того, необходимо возложить на отдел функцию цензуры (не в смысле запрета, а в виде контроля и рекомендаций) материалов, касающихся наркомании и алкоголизма в церковной печати (в том числе в церковно-приходских, монастырских или иных православных изданиях) Цель: исключение низкого качества публикаций, апологетики наркотизма, использования в церковной печати косвенной рекламы, некорректного профессионального влияния, продвижения на страницах церковной печати методик и принципов, несовместимых с христианской аксиологией и т.п. Думаю, все понимают серьезность этих вопросов. 
     Наконец, к самым первым шагам следует отнести проблему выявления перспективных проектных возможностей в сфере противонаркотической работы, как на территории нашей Епархии, так и в пределах СЗФО. Помимо собственных возможностей тут тоже нужны совместные действия: с ОАК, региональными МВК, ведомствами, администрациями. Например, в проведении инспекционных поездок, направлении согласованных запросов, последующих видов поддержки и пр. 
     Говоря о развитии реабилитационных программ, надо учесть и перечень возможностей. Речь может идти о земельных участках (напр. — для организации реабилитационного проекта в виде монастырского подворья), наличии строений и помещений, пригодных для использования (напр. — размещения приюта) под опекой местной церковно-приходской организации, о наличии невостребованных церковных строений (храмов, часовен, зданий) в удаленных местностях благочинных округов, (подлежащих безусловной передаче в пользование Церкви), пригодных к восстановлению и развитию на их базе реабилитационных проектов. 
     Нужно выявлять и приемлемые предложения от местных и региональных органов власти, фондов, общественных организаций и т.д.; вплоть до возможных частных инициатив. 
     Необходимо развивать опыт противонаркотической работы в городе. Например, по профилактической работе в учебных заведениях и взаимодействию с лечебными учреждениями, церковно-приходской работе с наркоманами и членами их семей. Нужно говорить о развитии православных благотворительных организаций (братств, сестричеств) осуществляющих функции социальной самопомощи наркозависимых, социальную защиту и сопровождение (в том числе медико-юридическое и правовое), и т.п. 
     Надо предусматривать сотрудничество с иными организациями, например, в проведении на базе церковной противонаркотической работы ряда исследований по проблемам наркомании, (мониторинг наркоситуации, социологические, статистические исследования, различные опросы) с учетом опыта подобных социально-благотворительных проектов в европейских странах. При этом можно рассчитывать, как на дополнительные финансовые возможности социального заказа, так и на активную поддержку и содействие заинтересованных ведомств и организаций различного профиля. 
     Также необходимо начинать целенаправленные мероприятия по выработке соответствующих учебных программ, в первую очередь — для духовных училищ, семинарий и академий, предусмотреть возможности информационно-факультативных обменов по проблемам наркомании и алкоголизма с иными ВУЗ-ами: Университетом МВД, медицинскими и педагогическими ВУЗ-ами, соотв. училищами и т.д. 
     Время не позволяет остановиться на этих предметах подробнее. В кратком докладе я хотел лишь коротко обозначить вопросы противодействия наркомании, стоящие весьма актуально и остро не только в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе. Все перечисленное — дело не одного и не двух ближайших лет. К сожалению, проблема наркомании представляет для всех нас — для Церкви, для государства и общества — задачу нескольких последующих десятилетий (если не столетия). 
     Пожалуй, я бы сделал одно очень краткое дополнение. Дело в том, что с точки зрения православного человека, проблемы которые мы обсуждаем — профилактика наркомании и реабилитация наркозависимых — вопросы одного и того же ряда. Это всегда вопросы воспитания нравственности, совести, отношения к семье, к ближним, воспитания гражданской зрелости, патриотизма и веры. 
     Разница только в том, что в условиях реабилитации наркозависимых все эти ценности — инструменты спасения. Но они же являются профилактической основой, общественным иммунитетом, нашей главной самозащитой от угрозы дальнейшего распространения наркомании. 
     Сегодня решение таких многотрудных вопросов, как проблема наркомании требует от нас согласованных усилий и гармоничной симфонии всех государственных и общественных сил. Для Русской Православной Церкви симфония власти всегда признавалась идеалом. Согласно такой симфонии духовная власть, наряду с властью светской, служит основой нашего общественного благоустройства и национальной государственности. 

     Благодарю Вас за внимание, спаси Господи!