Использование семян каннабиса в незаконных целях

27.04.2022

249. Комиссия по наркотическим средствам в своей резолюции 52/5, озаглавленной «Изучение всех аспектов использования семян каннабиса в незаконных целях», рассмотрела вопрос об использовании семян каннабиса для незаконного культивирования растения каннабис. В этой резолюции Комиссия просила Комитет, в рамках его мандата в соответствии с договорами о международном контроле над наркотиками и, при необходимости, в сотрудничестве с другими компетентными международными органами, собрать у государств-членов нормативно-правовую информацию по семенам каннабиса, в том числе по торговле семенами каннабиса через Интернет, и довести эту информацию до сведения государств-членов.

250. Комитет разослал правительствам всех стран вопросник для выявления в национальных законах или административных нормах положений, цель которых состоит в предупреждении использования семян каннабиса для незаконного культивирования растения каннабис и получении подробного описания различных нормативно-правовых положений, касающихся семян каннабиса, которые действуют в различных странах мира. К международным организациям была обращена просьба представлять информацию о любых нормативно-правовых положениях, касающихся семян каннабиса, которая была получена в ходе осуществления ими своих мандатов и программ.

251. Европейская комиссия представила обзор законодательства Европейского союза, касающегося семян конопли. Законодательство Европейского союза предусматривает, что прямые сельскохозяйственные субсидии распространяются только на
те сорта каннабиса, которые перечислены в общем каталоге сортов сельскохозяйственных растений Комиссии и в которых содержание тетрагидро-каннабинола (ТГК) не превышает 0,2 процента. Соответственно, ввоз семян каннабиса в Европейский союз для целей посева разрешен только в том случае, если содержание ТГК в том или ином сорте каннабиса не превышает 0,2 процента. Ввоз семян каннабиса, не предназначенных для посева, допускается только в том случае, если они нежизнеспособны (приведены в состояние, непригодное для посева), смешаны с другими семенами для использования в фуражных целях или предназначены для реэкспорта в страну, находящуюся за пределами Европейского союза.

252. Комитет получил ответы на вопросник о нормативно-правовых положениях, касающихся семян каннабиса, от 104 правительств (49 процентов) из 211 правительств, которым был направлен вопросник. В целом ответы показали, что в разных странах применяются самые разные нормативно-правовые подходы.

253. Большинство ответивших на вопросник правительств (59 процентов) указали на наличие законов или административных норм, касающихся производства семян каннабиса. Одним из нормативно-правовых подходов является включение
семян каннабиса в правовое определение каннабиса (о чем сообщили Австралия, Ангилья, Гайана, Зимбабве, Гонконг (Китай), Литва, Маврикий, Малайзия, Мальта, Мексика, Новая Зеландия и Сальвадор), что означает распространение на семена каннабиса действия соответствующих законов о наркотических средствах и регулирование производства семян каннабиса как производства наркотических средств. К числу других подходов относятся: распространение национального контроля над наркотиками только на жизнеспособные семена каннабиса (в Канаде, на Мальте и в Соединенных Штатах); разрешение производства семян каннабиса с содержанием ТГК ниже установленного порогового значения (согласно сообщениям ряда государств – членов Европейского союза); или возможность ввоза семян каннабиса только по специальному разрешению (о чем сообщили Индия и Колумбия).

254. Что касается международной торговли семенами каннабиса, то примерно половина ответивших на вопросник правительств (53 процента) указали на наличие положений о контроле за ввозом семян каннабиса и еще примерно половина (47 процентов) – на наличие положений о контроле за вывозом. В большинстве этих стран для ввоза или вывоза семян каннабиса требуется соответствующее разрешение. В тех странах, в которых семена каннабиса относятся к контролируемым наркотикам, международная торговля регулируется в соответствии с положениями о торговле наркотическими средствами. В некоторых странах ввоз или вывоз ограничен определенными видами семян каннабиса, например семенами каннабиса, подвергшимися специальной обработке, не допускающей прорастания (согласно сообщению Японии), семенами сортов каннабиса с содержанием ТГК ниже установленного уровня или семенами, перечисленными в каталоге утвержденных сортов (согласно сообщениям ряда государств – членов Европейского союза). В ряде стран ввоз или вывоз семян каннабиса запрещен (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Замбия, Исландия, Китай, Ливан и Панама).

255. Примерно в половине ответивших на вопросник стран (51 процент) внутренняя продажа, порядок приобретения, реклама или хранение семян каннабиса подлежат регулированию. В тех странах, в которых семена каннабиса подпадают под действие национальных положений о контроле над наркотиками, незаконные продажа, приобретение и хранение семян каннабиса считаются преступлениями, связанными с наркотиками. В некоторых странах (например, в Венгрии, на Кипре, в Финляндии, Эстонии и Японии) хранение, приобретение и/или продажа семян каннабиса считаются преступлениями, если эти семена предназначены для незаконного культивирования растений каннабис. В таких случаях хранение семян каннабиса и торговля ими считаются подготовкой к такому незаконному культивированию и подпадают под действие положений, направленных против такого незаконного культивирования. В некоторых государствах (Бразилия, Доминиканская Республика, Зимбабве, Израиль, Мексика, Соединенные Штаты и Япония) реклама семян каннабиса запрещена или отнесена к незаконной рекламе запрещенных наркотиков. Подавляющее большинство ответивших на вопросник правительств (87 процентов) сообщили об отсутствии конкретных норм, регулирующих куплю-продажу семян каннабиса через Интернет. Вместе с тем многие из них подчеркнули, что купля-продажа семян каннабиса через Интернет регулируется общими положениями купли-продажи семян каннабиса, которые применяются независимо от метода купли-продажи. Одна треть ответивших на вопросник правительств (33 процента) сообщили о выявлении подозрительных сделок, связанных с использованием в незаконных целях семян каннабиса, или о случаях изъятия семян каннабиса, как правило, в небольших количествах.

256. Ряд правительств высказали мнение, что для предупреждения использования семян каннабиса в целях незаконного культивирования растения каннабис необходимы комплексные меры, в том числе в области правоохранительной деятельности, сотрудничества между правительственными учреждениями, обмена информацией на международном уровне и повышения информированности. В отношении возможных мер контроля над семенами каннабиса было высказано мнение, что между способными прорастать семенами каннабиса и нежизнеспособными семенами следует проводить различие. Было также высказано мнение, что международному сообществу при рассмотрении мер контроля следует стремиться к тому, чтобы не допускать отрицательных последствий таких мер для законного использования семян каннабиса.

257. Комитет отмечает, что незаконному культивированию растения каннабис способствует широкая доступность семян каннабиса, которые не находятся под контролем в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками. Учитывая различные нормативно-правовые подходы в отношении семян каннабиса, которые были описаны в ответах на вопросник, Комитет призывает все правительства и далее выявлять наилучшие виды практики по решению вопросов, связанных с использованием семян каннабиса в незаконных целях. Комитет предлагает правительствам рассмотреть вопрос о принятии надлежащих мер на национальном уровне для эффективного предупреждения такого использования. Эти меры могут включать, например, ограничение торговли семенами каннабиса, способными к прорастанию, или семенами сортов каннабиса с содержанием ТГК свыше определенного максимального значения.

258. Комитет выражает обеспокоенность в связи с получившей широкое распространение практикой купли-продажи семян каннабиса, в частности через Интернет, для использования в незаконных целях. Те, кто использует сайты и электронную рекламу для купли-продажи семян каннабиса, несомненно, подстрекают отдельных людей к занятию незаконным культивированием растения каннабис. В этой связи Комитет просил отдельные правительства представить информацию о купле-продаже семян каннабиса через Интернет, в том числе о выявленных сделках, причастных операторах веб-сайтов и источниках и пунктах назначения партий семян каннабиса, а также о мерах, принимаемых правительствами для решения этого вопроса. Исходя из полученных ответов, представляется, что правительства зачастую не владеют информацией о заключаемых через Интернет сделках, связанных с куплей-продажей семян каннабиса для использования в незаконных целях. В этой связи Комитет предлагает правительствам активизировать наблюдение за случаями купли-продажи через Интернет семян каннабиса для использования в незаконных целях, а также усилия, направленные на прекращение такой деятельности. С учетом этого Комитет призывает правительства применять пункт 1 (с) (iii) статьи 3 Конвенции 1988 года, который обязывает государства-участники признать уголовным преступлением публичное подстрекательство или побуждение других людей к занятию, в частности, незаконным культивированием растения каннабис и незаконного использования каннабиса.