Использование неконтролируемых веществ при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ

03.02.2022

239. По мере того, как все большее число государств осуществляет положения Конвенции 1988 года, наркоторговцам становится все сложнее получать некоторые вещества, включенные в Таблицы I и II этой Конвенции. Поэтому наркоторговцы пытаются найти неконтролируемые заменители прекурсоров, находящихся под более строгим контролем. Комитет принял к сведению такое развитие событий в последние несколько лет и выявил следующие общие тенденции:

а) переход к использованию других форм контролируемых прекурсоров или содержащих их продуктов, например фармацевтических препаратов, натуральных продуктов (например, экстрактов эфедры) или производных веществ, которые могут быть преобразованы в контролируемые прекурсоры при помощи легкодоступных средств. К их числу могут относиться имеющиеся на рынке вещества, которые не подпадают под действие мер контроля над прекурсорами, или продукты и производные вещества, которые специально созданы для обхода действующего контроля, включая сделанные по заказу препараты;

b) незаконное изготовление основных контролируемых прекурсоров из неконтролируемых предпрекурсоров;

с) использование новых или измененных методов обработки или изготовления, для которых требуются вещества, не включенные в настоящее время в Таблицы I и II Конвенции 1988 года;

d) незаконное изготовление схожих по свойствам наркотиков-аналогов, для которого в качестве исходного материала требуются вещества, не включенные в настоящее время в Таблицы I и II Конвенции 1988 года.

240. Сорок четыре правительства сообщили о том, что за пятилетний период 2005-2009 годов было изъято в общей сложности 170 неконтролируемых веществ. В силу гибкости процесса изготовления стимуляторов амфетаминового ряда и разнообразия таких веществ диапазон обнаруженных неконтролируемых веществ этой группы был более широким по сравнению с другими группами наркотиков. Вместе с тем в своих тематических докладах о прекурсорах Комитет указал масштабы изъятия или фактического использования неконтролируемых химических веществ-заменителей при незаконном изготовлении кокаина и героина.

241. В частности, Комитет обратил внимание на ряд заменителей, используемых в рамках методики незаконного изготовления метамфетамина на основе эфедрина и псевдоэфедрина, в том числе на l-фенилацетилкарбинол (l-ФАК), который является промежуточным веществом, используемым в промышленном производстве эфедрина, и N-ацетил-псевдоэфедринацетат, который легко преобразуется в псевдоэфедрин при помощи гидролизной реакции. Оба вещества позволяют подпольным изготовителям использовать привычную методику изготовления. Комитету также известно о попытках изготовлять эфедрин из N-метил-DL-аланина. Что касается методики незаконного изготовления метамфетамина на основе Ф-2-П, то весьма примечательными являются случаи изъятия неконтролируемых производных соединений фенилуксусной кислоты, в частности ее сложных эфиров. Еще одним свидетельством возвращения к методике, основанной на использовании Ф-2-П, вследствие ужесточения контроля над эфедрином и псевдоэфедрином, а также содержащими их препаратами стали случаи изъятия винной кислоты – химического вещества, используемого для последующей очистки метамфетамина после его изготовления из Ф-2-П. В то же время имели место случаи изъятия Ф-2-П, специально изготовленного в виде бисульфитного аддукта с целью скрыть его физические свойства и тем самым обойти контроль, а также специально изготовленного производного соединения 3,4-МДФ-2-П, известного как «глицидат 3,4-МДФ-2-П». Последние два вещества могут также классифицироваться как «скрытые» прекурсоры.

242. Что касается изготовления кокаина, то внимание Комитета было обращено на факты использования различных неконтролируемых веществ: от использования целого ряда альтернативных растворителей и этанолового метода взамен традиционного процесса очистки кокаинового основания с помощью перманганата калия до незаконного изготовления таких основных прекурсоров, как серная кислота и перманганат калия из манганата калия или двуокиси марганца.

243. Что касается изготовления героина, то большинство неконтролируемых веществ составляют химические вещества, которые, наряду с уксусным ангидридом, применяются на различных этапах традиционного процесса изготовления, например хлористый аммоний, карбонат и бикарбонат натрия и аммиачный раствор. Кроме того, изъятия крупных партий уксусного ангидрида и ледяной уксусной кислоты позволили утверждать о незаконном изготовлении ангидрида уксусной кислоты из неконтролируемых предпрекурсоров или прямом использовании ацетилирующих реагентов-заменителей. Вместе с тем, несмотря на техническую выполнимость этих процессов, подобные утверждения по-прежнему нуждаются в подтверждении.

244. Обеспокоенность в связи с таким ходом событий побудила Комитет к составлению в 1998 году в ответ на резолюцию 1996/29 Экономического и Социального Совета ограниченного перечня не включенных в таблицы веществ, подлежащих особому международному надзору, а именно химических веществ-заменителей и «новых» химических веществ, по которым имелась подробная информация об их фактическом использовании при незаконном изготовлении наркотиков. Первоначально перечень веществ, подлежащих особому надзору, насчитывал в общей сложности 26 веществ, не включенных в Таблицы I и II Конвенции 1988 года. В настоящее время этот перечень, размещенный на защищенном веб-сайте Комитета, насчитывает 45 химических веществ. Перечень веществ, подлежащих особому надзору, который ежегодно направляется Комитетом компетентным национальным органам, призван помочь правительствам в разработке, в сотрудничестве с соответствующими отраслями, гибкой системы, восприимчивой к требованиям законной торговли,но в то же время предупреждать использование неконтролируемых веществ при незаконном изготовлении наркотиков. О полезности перечня веществ, подлежащих особому надзору, говорят многочисленные изъятия включенных в него веществ и факт составления на региональном уровне аналогичных перечней веществ, подлежащих надзору.

245. Что касается ведения и использования перечня веществ, подлежащих особому надзору, то Комитет отмечает необходимость улучшения сбора оперативной и другой информации о химических веществах, обнаруживаемых при ликвидации подпольных лабораторий по изготовлению наркотиков, а также обмена ею с другими учреждениями на национальном уровне и международными организациями и органами, такими как Комитет.

246. Отдельные правительства ввели дополнительные нормы в отношении веществ, не находящихся под международным контролем. Комитету известно о том, что 38 государств ввели определенную форму контроля в общей сложности над 132 веществами, не включенными в Таблицы I и II Конвенции 1988 года или в перечень веществ, подлежащих особому надзору. Приветствуя возросшую степень готовности и принятие отдельными правительствами соответствующих мер по предупреждению использования наркоторговцами неконтролируемых веществ, Комитет подчеркивает важность координации на региональном уровне этих подходов с целью недопущения перемещения источников, пунктов утечки или маршрутов перевалки из одной страны в другую. Комитет желает также напомнить всем компетентным национальным органам о необходимости быть постоянно осведомленными о действующих нормативно-правовых положениях своих торговых партнеров, а также соблюдать их и сотрудничать в деле проверки законности заказов и расследования подозрительных поставок всех веществ, которые могут использоваться при незаконном изготовлении наркотиков.

247. Что касается борьбы с использованием при незаконном изготовлении наркотиков многочисленных химических веществ-заменителей, не контролируемых согласно Конвенции 1988 года, доля которых ничтожно мала по сравнению с объемом, необходимым для законных целей, то Комитет считает, что одним из основных средств противодействия постоянному переходу от одних заменителей химических веществ-прекурсоров к другим является всеобъемлющее добровольное сотрудничество между соответствующими отраслями и компетентными национальными органами. К ключевым элементам такого сотрудничества относятся: эффективные виды торговой практики, такие как обмен знаниями и постоянный мониторинг динамики и тенденций в области законного изготовления и торговли такими веществами с целью выявления нарушений и подозрительных сделок; принцип «знай своего клиента» и составление более точных оценок годовых законных потребностей в таких веществах и содержащих их продуктах, как фармацевтические препараты. Кроме того, внимание правительств было вновь обращено на необходимость рассмотрения согласно резолюции S-20/4 B Генеральной Ассамблеи вопроса о наказании за неправомерные действия лиц или компаний в связи с утечкой неконтролируемых веществ, которые, как было известно, предназначены для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ, как за уголовное преступление по смыслу статьи 3 Конвенции 1988 года, и введении соответствующих мер уголовного, гражданского или административного наказания.

248. Комитету известно, что вышеизложенные рекомендации могут быть лишь частью мер, необходимых для решения такой сложной проблемы, как предупреждение использования веществ, не включенных в списки конвенций, при незаконном изготовлении наркотиков. В этой связи он призывает правительства рассмотреть все имеющиеся варианты создания соответствующих механизмов по отслеживанию движения веществ, не включенных в списки конвенций, и выявлению связанных с ними подозрительных сделок и с этой целью сотрудничать друг с другом и с Комитетом.