Программа учебной поездки студентов С-Петербургского Государственного Университета обучающихся по магистрской программе Наркоконфликтология

Сетевая природа наркорынка в любой стране делает его неуязвимым для правоприменительных органов государства, если их работа не поддержана адекватным участием граждан, общественных организаций, народом. В 2007 году ООН оценило шведскую антинаркотическую политику как высоко эффективную, но мало кто знает о той роли, которую играют шведская общественность в деле борьбы с наркотиками. Поэтом в группе студентов, обучающихся в СПбГУ по магистерской программе наркоконфликтология и совершивших по приглашению ECAD учебный ознакомительный визит в Стокгольм в декабре 2007 года, принимал участие сотрудник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и общественных связей Управления по СЗФО ФСКН России Александр Щербич

Программа учебной поездки
студентов С-Петербургского Государственного Университета
обучающихся по магистрской программе Наркоконфликтология

    Воскресенье, 2 декабря
    Скансен, SKANSEN, посещение первой рождественской ярмарки в этом году по случаю первой недели Адвента.
(Автобус 47 на Скансен, остановка через 200-250 метров направо от выхода из метро на остановке метро Т-Centralen, 2-й этаж)
    Понедельник, 3 декабря
9:30-
11:30
  RNS - Общешведская ассоциация "За общество без наркотиков". Встреча с Пером Юханссоном, главой организации 
Адрес: RAGVALDSGATAN 14 (Рагвальдсгатан)
На автобусе 206, или 212, или 201 от Лидингё центра до остановки Рупстен Ropsten. Там надо пересесть на красную ветку метро на Norsborg, выходить на остановке Slussen, пройти 450 метров до улицы.
13:00   Полиция - Криминальный инспектор, старший следователь Юнас Вендэлль О работе с общественными организациями. Как мы помогаем друг другу
Тел. *моб. 708 95 12 98*
Адрес: Kungsholmsgatan 37 (Кунгсхольмсгатан)
    Вторник, 4 декабря
9:00   KRIS - КРИС - Возвращение бывших заключенных в общество. Втреча с Петером Сёдерлундом и/или Кристером Карлссоном, вице-директором и/или директором объединения
Адрес: TJARHOVSGATAN 34, (Щэрховсгатан)
Тел. Кристера *моб. 0704612245*
11:00-
12:30
  MOB - Мобилизация Против Наркотиков - служба под игидой Государственного координатора политики по наркотикам. Встреча с Вальтером Кегё, вопросы полиции и таможни
Адрес: Regeringsgatan 30-32 (Рейерингсгатан)
    Среда, 5 декабря
9:00-
11:00
  ECAD - Томас Халлберг, директор, рассказывает о работе организации
Адрес: hantverkargatan 3 D (Хантверкаргатан) Тел. 08 508 29 363
12:30-
14:00
  FMN, объединение Родители против наркотиков Председатель - Гунилла Перссон
Адрес: там же
    Четверг, 6 декабря
9:30-
11:00
  Проект Stad, Йорген Ларссон, координатор проектов
Адрес: Sabbatsbergs sjukhus - больница Саббатсберг, Задняя сторона, вход с улицы Crafoords vag 6 (Крафоурдс вег) Автобус 47/53 - остановка Tegnergatan, первая улица налево в направлении движения машин
13:30-
15:00
  Maria beroende centrum - Центр зависимостей "Мария" Встреча с психологом Кристиной Хилльгрен и ее коллегами
Адрес: Wollmar yxkullsgatan 25 (Вольмар Икскулльсгатан) 5-й этаж Тел. Кристины *моб 073 901 54 87*
    Пятница, 7 декабря
10:00-
11:30
  Исследования на тему безопасности и наркоторговли Институт Центральной Азии и Кавказа, программа исследований Шёлкового Пути. Встреча с директором программы и редактором журнала China - Eurasia Quarterly Никласом Сванстрёмом и его коллегой 
Адрес: Vastra Finnbodavagen 2 (Вэстра Финнбудавеген) Nacka, T-bana (метро) до slussen (Слюссен), потом на автобусе на Varmdo (Вермдё) 2-я остановка на автобусе/ или можно на поезде - saltsjobana проехать одну остановку.
13:00   Институт КарнегиЛекция Юнаса Хартелиуса, доцента. 
Адрес: около магазина NK в центре, на улице Hamngatan.
15:00   Библиотека Анны Линд. Вместе с Юнасом

Опыт противодействия шведского общества наркоэпидемии

Александр Щербич. Опыт противодействия шведского общества наркоэпидемии
А. Н. Щербич,
оперуполномоченный по особо важным делам
Отдела межведомственно взаимодействия
в сфере профилактики и общественных связей Управления
по Северо-Западному федеральному округу
Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России

   Высокое значение для Шведской наркополитики имеют некоммерческие (неправительственные) организации (NGO). Движение общественных объединений не регулируется законодательно, но именно деятельность некоммерческих организаций изменили взгляды на многие проблемы в обществе и создали основу для развития демократии в стране. Так, движение Свободных церквей боролось за свободу народного вероисповедания, за права рабочих выступало движение рабочих профсоюзов, движение за трезвость боролось против алкоголизма и за культуру потребления алкоголя. 
   На сегодняшний день, среди наиболее активных общественных движений, формирующих взгляды на проблемы наркополитики, выделяются такие организации как: "RNS" - Общешведская ассоциация "За общество без наркотиков" и "ECAD" - Европейские города против наркотиков.

* * *

   Организация "RNS" была создана в 1969 году Нильсом Бейрутом. В середине 60-х годов XX века он стал центральной фигурой в общественных дебатах о наркотиках, в первую очередь благодаря резкой критике антинаркотической политики шведского правительства. 
   Благодаря мониторингу следов от уколов, который он вел в течение многих лет при поддержке Шведского института Карнеги, Бейруту удалось исследовать распространение внутривенного употребления наркотиков среди лиц, задержанных Стокгольмской полицией. 
   На основе его исследований было установлено, что распространение эпидемии наркомании в Швеции, началось с 1946 года в Стокгольме. 
   Считается, что Нильс Бейрут стал первым, кто ввел термин "наркоэпидемия", так как этим термином подчеркивалась особая склонность наркопотребителей к распространению наркотической субкультуры в обществе. 
   "RNS", продолжая развивать идеи Нильса Бейрута, в настоящее время включает около 5 тыс. членов, а также частные компании, фонды, оказывающие финансовую поддержку деятельности организации. 
   В целях сохранения независимости и свободного влияния на общественное мнение, государственное финансирование организация не получает и более того, добровольно от него отказывается. 
   Оказание влияния на общественное сознание шведского общества - это основная цель организации. 
   Из истории развития общественного сознания в Швеции нам известно, что в 60-е годы, с ростом экономической активности в стране стала преобладать либеральная политика в отношении оборота наркотиков, которая была похожа на нынешнюю политику Голландии. В общественном сознании существовала идея, что граждане могут потреблять наркотики, а государство может им это позволить. Среди политиков было модно высказывать либеральные взгляды на политику государства в отношении оборота наркотиков. Наркопотребителям, на тот момент, было возможно иметь при себе немалое количество наркотиков, а полиция и суды не рассматривали это явление как проблему, т.е. правонарушение. 
   И только Нильс Бейрут полагал, что не принимать меры в отношении отдельных наркопотребителей является стратегической ошибкой, т.к. корень проблемы находится не в производстве, транспортировке и сбыте наркотиков, а в желании молодых людей их потреблять, и в некоторых случаях это желание могло преобладать над основными инстинктами человека, например, такими как чувства влюбленности, благодаря которым поддерживается численность народонаселения земли. 
   В наркополитике, считал Нильс Бейрут, должна обеспечиваться ситуация, при которой люди не потребляли бы наркотики, либо уже на ранних стадиях потребления они выявлялись, на них оказывалось такое влияние, которое позволяло бы им контролировать зависимое поведение. 
   В соответствии с теорией Нильса Бейрута, оборот наркотиков начинался с некой группы людей, приобщенных к злоупотреблению лекарственными препаратами. С этого начинается разрастание проблемы, которая становиться бизнесом, поскольку всегда находятся те, кто начинает контролировать и упорядочивать такие процессы в любом обществе. 
   Если представить наркобизнес в виде некой пирамиды, в низу которой находятся наркопотребители, а вверху руководители и организаторы, то даже при её разрушении, наркобизнес не прекратит своё существование, а будет сформирована новая пирамида, в другой стране, с использованием других видов наркотиков, и существовать этот процесс будет до тех пор, пока является экономически выгодным делом, то есть будет обеспечиваться рынок сбыта. Причем идеальными распространителями наркотиков будут те наркопотребители, удовлетворяющие свои аддитивные пристрастия, у которых еще не разрушены механизмы контроля над своим поведением. В этот период они способны активно влиять на ближайшее окружение, своих сверстников и таким образом привлекать новых наркопотребителей. Можно сказать, что главной фигурой в районе сбыта наркотиков будет не наркодилер, а подобные наркопотребители, наращивающие своё количество. 
   В связи с этим, одной из задач профилактики наркомании, как считал Нильс Бейрут, будет прекращение распространения наркопотребления от одного другому. 
   Основываясь на этих идеях в "RNS" считали, что в стране не должно быть "серых зон" в наркополитике, и на основе сформулированных идей Нильса Бейрута, приняли усилия по формированию общественного мнения на проблемы наркомании и наркобизнеса. В 60-80-е годы в организацию привлекались обычные граждане Швеции путем проведения акций на улицах и площадях городов, устраивались открытые дискуссии в СМИ, теледебаты и другие акции, которые повлияли на формирование рестрективной (ограничительной) политики Шведского государства, так как граждане задумались над тем, что сложившееся положение дел приведёт к негативным результатам. 
   Уже в 1980 году Генеральный прокурор Швеции разослал письмо нижестоящим прокурорам, в котором указал на необходимость применения мер к наркопотребителям. С этого времени наркопотребитель мог быть подвергнут мерам принуждения даже с 2-3 гр. каннабиса. В результате чего стало расти количество выявленных преступлений, но с учетом латентности данного вида правонарушений, это не воспринималось как следствие роста наркозависимых. 
   В 1983 году в Северо-Западной части Стокгольма произошёл случай в судебной практике, который в дальнейшем повлиял на деятельность организации. 
   Учитель одной из школ Стокгольма на вечеринке выкурил каннабис. Уголовное дело в отношении учителя школы было направлено в суд, где ему предъявили обвинение. Суд апелляционной инстанции оставил обвинение без изменений, а Верховный суд Швеции, приняв доводы защиты в том, что учитель только употребил наркотик, отменил решения нижестоящих судов и признал учителя не виновным. 
   Это дело вызвало широкую дискуссию в "RNS", и один из членов организации предложил сделать потребление наркотиков незаконным. Организацией была составлена петиция и собраны подписи в её поддержку в количестве 145 тысяч. По данному поводу было опрошено по телефону около 1000 человек, и опрос показал, что 95% респондентов поддерживали идею криминализации потребления наркотиков. Петиция с подписями была передана в Министерство социального развития, но официальная позиция правительства в то время не совпала с мнением "RNS". 
   Вместе с тем, деятельность организации привела к широким дебатам в политических кругах и положения петиции были включены в предвыборную программу партии консерваторов, которая от своего имени продолжила работу в направлении формирования рестрективной наркополитики государства. 
   В 1985 году власть в государстве получили социал-демократы, выиграв в предвыборных дебатах с консерваторами, поскольку только проблемой наркомании проблемы Швеции не ограничивались, но, вместе с тем, политический лидер социал-демократической партии Улаф Пальме, в ходе предвыборной кампании, провел серьёзную работу по вопросам наркомании, с тем, что бы одержать победу. 
   Только в 1988 году был принят закон в шведской законодательной традиции, где за потребление наркотиков назначался штраф. Такой результат стал шагом вперед в рестрективной политике государства, и в этом немалую роль сыграла Министр по социальным делам (1985-1989) Gertrud Sigurdsen, которая поддержала законопроект, так как непосредственно столкнулась с проблемой наркомании - её сын страдал героиновой зависимостью и на протяжении длительного времени смог справиться с проблемой. Так, понимание проблемы изнутри высокопоставленным чиновником, способствовало достижению такого результата как принятие стратегически необходимого нового закона. 
   Однако принятый закон не позволял полиции подвергнуть задержанию и принудительному освидетельствованию (тестированию) на наличие наркотиков в биологических средах организма человека на основании подозрения в их потреблении. Деятельность полиции сводилось лишь к опросу наркопотребителя, даже находящегося в состоянии опьянения, о потреблении наркотиков, и, как правило, полицейские получали ответ о том, что наркотиков не потреблялось. 
   В "RNS" считают, что либеральный подход в наркополитике неприемлем, так как порождает пассивность государства к проблеме и "RNS" принимала дальнейшие действия по криминализации потребления наркотиков. Сторонники либерализации наркополитики обвиняли лидеров организации в желании направить наркозависимых в тюрьмы. Но, в ходе длительной борьбы и сложных дебатов, идея организации была принята обществом и органами государственной власти. 
   В 1991 году от консервативной партии Министром юстиции стала волевая женщина, придерживающаяся взглядов "RNS". В результате её влияния на политику в Швеции действует закон, который предусматривает наказание за незаконное потребление наркотиков от штрафов до 6 месячного тюремного заключения, что соответственно существенно расширяло и полномочия полиции по выявлению и привлечению наркопотребителей к ответственности, и стало основой для профилактики наркомании. Так, при задержании несовершеннолетних (до 18 лет), наравне с полицейскими участвуют в установлении обстоятельств происшествия родители задержанного и (или) социальные работники, а в случае отсутствия последних они уведомляются. 
   Таким образом, работа с наркопотребителями на улицах является в Швеции одной из мер раннего выявления наркопотребителей и раннего вмешательства в коррекцию аддитивного поведения несовершеннолетних. 
   Правонарушитель в Швеции является неким отклонением от нормы, это обязывает его посещать полицейский участок, социальные органы, сдавать тесты на наличие наркотиков в биологических средах организма и таким образом все это становиться социально отталкивающим фактором при общении с ним. В связи с этим, даже однократное задержание во многом способствует прекращению наркопотребления. 
   Такой подход не позволяет рассматривать наркопотребителя как объект для безусловного подражания в его окружении и общество тем самым добивается маргинализации наркопотребителей, препятствуя распространению наркомании во все слои шведского общества. 
   На сегодняшний день "RNS" ставит перед собой такие задачи как раннеё выявление наркопотребителей в школах и реализацию комплекса профилактических антинаркотических мероприятий. 
   Сложным процессом представляется обнаружение всех наркопотребителей, и в месте с тем, принятие указанных мер в школах создаёт систему защиты и контроля за наркоситуацией. 
   В шведском обществе понимают, что антинаркотическое законодательство это не стопроцентная гарантия от наркоэпидемии и им представляется очень важной составляющей противодействия незаконному обороту наркотиков, организация профилактических мероприятий. 
   Идея раннего выявления наркопотребителей в школах основана на том, что именно на период возраста до 19-ти лет, когда подрастающее поколение находится в школах и приходится потребление наркотиков впервые. Если школы будут привлечены к реализации подобных профилактических мер, можно будет добиться более высоких результатов раннего выявления и раннего вмешательство в коррекцию аддитивного поведения несовершеннолетних. 
   Такая кампания "RNS" ведётся несколько лет. В отдельных школах (гимназиях) в старших классах (9-10 классы) эта работа уже проводится, а тестирование основано на подозрении преподавателя. При этом, безусловно, обеспечивается добровольность тестирования, как со стороны школьников, так и их родителей. В 2008 году школы города Ландскрунв (южная часть Швеции), полностью перейдут на систему тестирования. 
   Но поскольку в настоящее время такая деятельность законодательно не урегулирована, "RNS" считает для себя первостепенной задачей обеспечить эту кампанию законодательно. 
   Например, в США это система в школах применяется более 10 лет и основана на случайном тестировании (как в лотереи). Случайный выбор в целях тестирования в США - это обычная практика, которая продолжает развиваться. В "RNS" считают, что тестирование, основанное на случайном выборе более продуктивно, чем тестирование, основанное на подозрении, т.к. каждых учащийся предполагает, что может быть проверен. Случайный выбор учащихся в целях тестирования должен быть репрезентативным, то есть составлять от 10 до 20%. Таким образом, школьники, студенты всегда находятся "под страхом" быть проверенными. В свою очередь школа может отслеживать проблемы распространения наркопотребления и для школы конечной целью в этом деле станет отсутствие положительных тестов. 
   Свою деятельность "RNS" осуществляет, основываясь на научных подходах, с привлечением экспертов, специалистов, в связи с эти диалоги с правительством, дебаты с политическими лидерами проходят на высоком профессиональном уровне и продуктивно. В организации деятельность её членов основана на волонтерских началах, что является одним из аргументов оппонентов организации в пользу некомпетентности. Но это преодолевается систематизацией знаний по проблеме. Организация публикует журналы, книги, брошюры, поддерживает проведение учебных семинаров, к участию которых привлекаются представители органов государственной власти. 
   "RNS" политически направленная организация, имеющая высокое влияние в обществе и одна из немногих, к кому правительство обращается за получением экспертного заключения по проблеме оборота наркотиков и проектов законодательных актов.

* * *

   Другая важная политическая организация "ECAD" - Европейские города против наркотиков, созданная в 1994 году, со штаб-квартиров в Стокгольме, возглавляемая c 1999 года Томасом Халлбергом. 
   Высшим органам правления организации является годовая конференция Мэров, на которой решаются вопросы направлений деятельности организации, её конституции и устава. 
   Правление организации включает представителей 10 европейских городов: Осло, Рейкьявика, Хельсинки, Бургаса, Стокгольма и др. Правление проводит встречи 3 раза в год. Каждый член организации имеет свои проекты и планы действий. Члены организации взаимодействуют между собой (сетевые коллеги) и организуют работу в регионах посредством организации семинаров, конференций и т.п. 
   Координацию и взаимодействия с офисами членов организации обеспечивается директором Томасом Халлбергом. 
   Финансирование организации реализуется путем отчисления в фонд организации членских взносов, размер которых зависит от численности городского населения. Большинство шведских городов входит в международную организацию ECAD, образуя в ней свою "ветвь" работающую еще и как национальная общественная антинаркотическая организация (наличие правления, исполнительного директора и т.д.), 
   ECAD является членом Венского комитета ООН по работе с общественными организациями (NGO) и в феврале 2008 года в Гетеборге состоится форум некоммерческих организаций с участием организации. 
   ECAD приглашен для участия в специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Вене (июнь-июль 2008 г.). 
   Еврокомиссия при обсуждении вопросов по проблемам наркотиков приглашает принять участие в слушаниях представителей организации ECAD. 
   В целях подготовки для мэров городов и глав муниципальных образований специалистов в области антинаркотической политики и управления ECAD с 2001 года сотрудничает в России с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ), поддерживая работу Международного центра антинаркотической политики ECAD/СПбГУ и подготовку магистров по программе "наркоконфликтология" на кафедре конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ. Поэтому особую гордость организации вызывает открытие в 2007 году в Миланском университете (Италия) проекта по подготовке специалистов в области наркополитики. За счет средств городской администрации Милана, в год будет проводиться обучение 25 студентов, в том числе и полицейских. Кроме того, идея такого проекта распространяются ECAD и в других европейских городах. 
   Создание организации ECAD связано с противодействием движению за легализацию наркотиков. В ноябре 1990 года во Франкфурте, представители таких городов как Амстердам, Франкфурт, Цюрих, Гамбург и др., собрались с целью подписания резолюции о создании организации движения городов за легализацию наркотиков. Во Франкфуртской резолюции выражалось мнение о том, что необходимо прекратить соблюдать принятые ООН антинаркотические конвенции. 
   К тому времени в Голландии уже произошло деление наркотиков на "лёгкие" и "тяжелые" и вынашивались планы по дальнейшей легализации их потребления. 
   В противовес указанному движению, влиятельными политиками Швеции в Стокгольме была создана организация ECAD. 
   Учредители организации ставили перед собой цель формировать "общество свободное от наркотиков". Организация активно выступает за поддержку конвенций ООН, за продолжение рестрективной политики и противодействие легализации наркотиков. 
   Шведская модель рестрективной политики основана на идеи "…сделать потребление наркотиков исключительно неудобным (Н. Бейрут)" и реализуется ежедневным контролем запрета, как потребления наркотиков, так и их незаконного оборота, повышения эффективности деятельности правоприменительных органов, на основе поддержки населением страны, как существующего закона, так и деятельности правоохранительных органов. 
   Так, в Швеции запрет на незаконный оборот наркотиков поддерживают 94% населения страны и 92% молодёжи. Высокое доверие и уважение граждан имеет полицейский орган, поддерживающий правопорядок в сфере оборота наркотиков. Полицейские органы выполняют в год около 28-30 тыс. тестов на наличие в организме человека наркотиков. Любой гражданин, направляясь например, в ночной клуб знает, что он может быть задержан и проверен, и указанная ситуация в обществе принимается адекватно. 
   Государственные органы Швеции активно поддерживают те общественные объединения, которые способствуют решению государством существующих проблем в обществе.

* * *

   Так, активно поддерживается Общественное объединение "KRIS" - Возвращение бывших заключенных в общество (Kriminellas revansch i samhallet), возглавляемое директором Кристером Карлссоном и вице-директором Петером Сёдерлундом. 
   Организация основана в Стокгольме осенью 1997 года, является не религиозной и не политической, и в настоящее время имеет международный статус. 
   Целью создания организации служит содействие осужденным лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в психологической реабилитации и социальной адаптации в обществе. 
   Организация доказала свою состоятельность и это подтверждается тем, что почетным членом организации стал Король Швеции и члены королевской семьи, а поддерживают организацию около 4000 представителей из всех общественных классов страны. 
   При всей простоте своей работы, организация показала свою эффективность. Члены организации начинают профилактическую работу с заключенными в тюрьмах, проводя с ними беседы и формируя положительные установки. Следует отметить, что около 60% заключенных, являются осужденными за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. 
   При освобождении бывшим заключенным оказывается товарищеская поддержка, помощь психолога, содействие в трудоустройстве, на первое время после освобождения им предоставляется жилье, организуется отдых. 
   Организация получает достаточные средства от государства, доказав свою эффективность тем, что бывшие преступники вновь не совершают преступления и возвращаются к нормальной жизни в обществе, а тем самым уменьшается рецидивная преступность. 
   В целом государство финансирует общественные организации из специально созданного для этих целей фонда, который только после оценки значимости деятельности объединения может перечислить им финансовые средства. 
   На сегодняшний день создана Ассоциация организации "KRIS", членами которой являются около 9 600 человек. При содействии и помощи Стокгольмской организации "KRIS" образовано 28 отделений в Швеции, 21 отделение в Финляндии, 2 отделения в Дании, 1 в Украине, 1 в Беларуси, 3 в России (С-Петербург, Новгород, Калининград).

* * *

   Не менее важной для общественной жизни шведского общества является Общественное объединение "FMN" - Родители против наркотиков, возглавляемое Гуниллой Персон. 
   Организация не религиозная и не политическая, была создана родителями лиц, страдающими зависимостью в 1968 году. По территории всей Швеции создано 60 представительств этой организации. В свою очередь организация входит в различные ассоциации общественных объединений. У каждого представительства организации имеются центры, где любой столкнувшийся с проблемой наркомании может получить помощь в виде консультаций и информирования по проблеме. Обращаясь в организацию, люди в состоянии кризиса могут получить личного консультанта непосредственно в день обращения либо в другое время. После личного консультирования обратившимся предлагается войти в группы взаимопомощи и получать, таким образом, помощь уже со стороны коллектива. В группах обсуждается от 8 до 25 тем по возникающим проблемам.

    Например:
  • роль родителей и близких родственников в помощи наркозависимому;
  • о сотрудничестве с социальными службами;
  • о смысле жизни и смерти;
  • о болезнях после потреблении наркотиков;
  • о психических нарушениях после потребления наркотиков;
  • о чувстве горя, стыда, и т.д.;

   У организации есть тезис о том, что чем быстрее близкие люди наркозависимого найдут в себе силы понять проблему, тем скорее помогут больному. Деятельность организации направлена на понимание проблемы наркозависимых, форм проявления наркопотребления, поиск путей помощи для них, обучения коммуникабельности родителей и детей. 
   Оказывается так называемая семейная помощь (курс в 3 шага): семейный консультант проживает в семье от 1 до 3-х суток, затем следует перерыв в 2 дня и далее продолжение либо индивидуальной, либо групповой помощи. 
   Организация добилась признания в обществе, её мнение на многие проблемы является значимым. 
   Гунилла Персон, проведя анализ деятельности своей организации, определила, что 60% обратившихся к ним за помощью в настоящее время живут без наркотиков, у 80% жизнь нормализовалась, 20% проходят лечение, у 12,3% проблемы остались, и 7,7% умерли от потребления наркотиков. 
   Для организации стоимость работ затраченных на одного обратившегося человека обходится в год 150 шведских крон, при этом по личным подсчётам Гуниллы Персон, в год для государства экономится 60 млн. крон. От государства организация получает 1,5 млн. крон в год, кроме того, от коммун (муниципалитетов) также могут поступать пожертвования.

* * *

   Важную социальную функции в обществе выполняет Центр зависимостей "Мария", организованный в 1947 году и который вначале его деятельности посещали люди страдающие алкоголизмом. 
   В 2002 году Центр приватизировали, но государство продолжает направлять дотации, в соответствии с пятилетним планом работы Центра. 
   Центр предоставляет работу 200 разнопрофильным специалистам, создано отделение скорой помощи на 15 мест, где первые сутки после доставления пациенты проходят диагностику и наблюдение. 
   Создано амбулаторное отделение на 24 места, куда направляются пациенты для детоксикации. Создано отделение длительного наблюдения. 
   Особенно важной на наш взгляд является работа психолога на каждом из этапов. 
   В Центре применяются различные программы: 12 шаговая программа; программа "молодые-взрослые" - для контингента людей, у которых детский период переходит во взрослую жизнь; программа для потребителей каннабиса (вырабатывают отвращение от каннабиса). 
   Высокая эффективность работы Центра подтверждается ежегодным обращением до 60 000 тыс. человек. 
   Одним из проектов Центра зависимостей "Мария", является программа "Stad" - Город", пришедшая из Америки в Швецию и адаптированная в соответствии с местными условиями и существующая около 10-12 лет. 
   По утверждению Йоргена Ларссона - координатора проектов "Stad", это программа универсальная и подходит для реализации в любой из стран. В ней сопряжены вопросы воспитания и вопросы отношения к наркотикам и табаку. Это программа обучения родителей, обучения тех, кто должен в своей повседневной работе обеспечивать профилактические мероприятия. 
   Кроме того, в программу "Stad" включены научные исследования наиболее эффективных форм профилактических мероприятий. 
   Эксперты программы "Stad" проводят экспертную оценку профилактических мероприятий. Это своего рода тестовая лаборатория, экспертное сообщество, имеющее необходимый сертификат на обучение профилактике наркомании и алкоголизма.


* * *

   Если подвести итоги работы общественных объединений Швеции, можно с уверенностью сказать о том, что противостоять существующим проблемам наркомании в обществе, возможно только реально объединив усилия гражданского общества и государства. Поскольку проблемы наркомании как отдельно взятого человека, семьи, так и общества в целом должны иметь логически завершенные пути их решения, для этого необходима совместная работа и комплексный подход, позволяющие устранить в наркополитике "серые зоны".