ИНФОРМАЦИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ структура профилактической программы

Наталья Ефимовна Маркова
директор Центра 
Коммуникативных исследований 
"Проект Барьер", эксперт СФ РФ

Информация и цивилизация 
структура профилактической программы

О ПРОГРАММЕ "ПРОЕКТ БАРЬЕР" ЦКИ ИСЭПН РАН

   Результаты последних исследований и теоретических изысканий Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН показывают, что катастрофическое распространение наркомании в России, как и во всем мире, осуществляется благодаря комплексу drug-маркетинга, использующему ряд социально-психологических и бихевиористских законов, транслируемому посредством искусства и СМИ на демографический сектор 12-25 лет. Ложная, физиологически вредная информация деформирует мышление в идеологию потребителя наркотиков. 
    Впервые в мировой практике программа первичная профилактика наркомании в общеобразовательных школах может быть осуществлена с применением точных знаний о механизмах социального заражения. Новые методы неизбежно перенесут первичную профилактику наркомании из сферы наркологии и здравоохранения в сферу искусства и просвещения, регулируемую социологическими и психологическими изысканиями. В пользу этих подходов свидетельствует и мировая практика. Так, наиболее эффективными мерами, предпринятыми с целью первичной профилактики наркомании, в настоящее время считаются пропагандистская компания в США (1987), в которой приняли участие 200 рекламных агентств, осуществивших ее на собственные средства, и пропагандистская компания в Швейцарии (1994). 
    Основанные исключительно на законах рекламы, маркетинга и художественного творчества, эти информационные рекламно-профилактические компании значительно сократили число потребителей наркотиков в названных странах, так как использовали средства социально-психологического направленного воздействия в соединении с художественными приемами.

1. Информационное поле

Цель урока: осознание связи между потребностями и их культурным удовлетворением; понятие о нарушении культурных кодов 

Природная и социальная среда. Информация и базовые потребности. Потребности высшего порядка. Глобальная информация. Условия формирования и характер Западной и Российской цивилизаций. Культура, как ответ на потребности. Пирамида Маслоу.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Какую информацию первобытный человек получал из природной среды?
  2. Какую информацию получает современный человек из социальной среды?
  3. Определите, какие потребности вызвали изобретение этих предметов: ружье, котел, бочка, парус, варенье, бусы, обеденный стол, телефон, шуба, печенье, книга, газета, дом, телескоп, шест для прыжков в высоту, мороженное.
  4. Как вы считаете, могут ли предметы быта рассказать о природе и культуре страны, к которой они принадлежат?
  5. Определите место происхождения каждого средства передвижения: собачья упряжка (нарты); колесница; двухгорбый верблюд с носилками; тройка лошадей; автомобиль. Возможно ли их массовое использование в других странах, в другие исторические эпохи? Если нет, то почему? Какие природные факторы и потребность вызвали к жизни эти изобретения?
  6. Вспомните, в каких странах использовались эти материалы для письма: восковая дощечка; береста; папирус, пергамент; бумага. Объясните почему эти изобретения возникли именно в данных странах, какая потребность вызвала к жизни эти изобретения?
  7. В каких климатических и природных условиях возникли эти жилища: хижина, покрытая пальмовыми листьями; избушка из бревен; чум (конический остов из шестов, покрытый шкурами животных, берестой или корой); юрта (деревянный решетчатый остов, покрытый войлоком и циновками)? Какой потребности отвечает их изобретение?
  8. Лапти, бусы, сарафан, лукошко. Тюрбан, туфли с загнутыми носами, халат, ятаган. Набедренная повязка из травы, раскрашенное узорами тело, бусы из раковин и стекла, копье. Фрак и элегантная обувь, галстук-бабочка ... кольцо в носу. Попробуйте составить другие варианты из имеющихся элементов различных костюмов. Каким потребностям отвечает изобретение одежды? Почему нарушение кодов одежды вызывает смех? Вспомните, при помощи каких символов и нарушенных кодов обозначались маргинальные личности и группы в истории человечества?
  9. На рисунках 3 и 4 изображена готическая церковь Петра и Павла ( XI век, Вена, эпоха крестовых походов) и Храм Василия Блаженного (XVI век, Москва, время становления государства). Как вы считаете, какие цивилизационные факторы оказали влияние на выразительные средства этих произведений зодческого искусства?
  • Л.Н.Гумилев "Этногенез и биосфера земли", М. 1994
  • Н.Я.Данилевский "Россия и Европа" С-Птб., 1995
  • П.А. Сорокин "Человек, цивилизация, общество" М., 1992
  • А.Дж. Тойнби "Цивилизация перед судом истории", М. - С-Птб., 1996 г.

2. Вектор цивилизации

Цель урока: Понимание исторических корней явления, его экономической сути и разрушительных последствий для народов и государств. Понятие о легитимации и позиционировании. 

Колонизации. Открытие опиума.Торговля наркотиком, как часть экономической системы государства. Порабощение Китайской империи. Эпидемии в Европе и США XIX века. Реклама и позиционирование наркотиков в истории Западных стран.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Как вы нониманете термин "позиционирование"?
  2. В 80-е годы XIX века американские журналы и газеты заполонила такая реклама: "Кокаин - это наркотик, чьи чудесные свойства заменяют пищу, труса делают храбрецом, молчуна - говоруном, избавляют от алкоголизма и опиума". 
    А) Назовите способы позиционирования товара (наркотика) 
    Б) Какие потребности стимулируют эти рекламные сообщения?
  3. Продажа вина из коки Метклафа в конце 90-х годов XIX века в США сопровождалась следующей рекламой. "Ораторы, певцы и актеры обнаружили, что вино из коки хорошо укреппяет голосовые связки. Атлеты, бегуны и бейсболисты на собственном опыте убедились, что продолжительное употребление коки как до, так и после соревнований, придает силы, и энергию и снижает усталость. Пожилые люди знают, что это надежное возбуждающее средство, самое лучшее из всех известных в мире. А) Каким образом позиционируется товар (наркотик) в этой рекламе? Б) Какие потребности стимулируются при позиционировании?
  4. Как вы понимаете термин "легитимация"?
  5. Личности каких известных людей были привлечены для легитимации и рекламы наркотика в США в конце XIX - начале XX века?
  6. Почему в США и странах Запада в конце ХГХ века возникли эпидемии наркомании?
  • И. А.Гончаров "Фрегат "Паллада" М., 1994
  • О.А.Жирнов. "Столетняя война в Америке" М., 2000
  • Томас де Квинси "Исповедь англичанина, любителя опиума" М., 2000
  • К. Маркс "История торговли опиумом" т.12, М., 1958

3. Моделирование поведения

Цель урока: Усвоение и применение на практике понятий четыре Пи; целевая группа; продвижение; обусловливание. Изучение скрытых механизмов моделирования поведения потребителя наркотиков. 

Эпидемии в Европе и США во второй половине XX века. Наука о потребностях. Субкультуры и контркультура. Контркультура в России. Моделирование поведения.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Используя законы маркетинга, обязательные для планирования торговли (принцип "четырех Пи"), определите, каким образом распространяются наркотики: Р - (product) продукт; Р - (place) место; Р - (price) цена; Р - (promotion) продвижение.
  2. Распространение товара происходит в целевых группах 6-12; 12-18; 18-25; 25-40; 40-60; 60-80 лет. Обозначьте, какие возрастные группы выбраны целевыми при распространении наркотиков? Как вы думаете, почему?
  3. Удовлетворяют ли наркотики какие-либо действительные потребности?
  4. Что происходит с человеком, употребляющим наркотики?
  5. Какое мифологическое позиционирование своего "товара" осуществляют наркоторговцы?
  6. Какие привлекательные для целевой группы темы используются при рекламе и продвижении наркотиков?
  7. На каких потребностях целевой группы они основаны?
  8. Соответствуют ли действительности свойства наркотиков как товара, заявленные в мифологическом позиционировании? Ф. Какие составляющие мифологии контркультуры вам известны?
  9. Укажите в иллюстрированном журнале рекламу товаров, обусловленных половым стимулом.
  10. Какие обусловленные темы составляют основу моделированного поведения?
  • Бове, Арене "Современная реклама". Хельсинки, 1995
  • Годфруа "Что такое психология" М.. 1996
  • Ф. Котлер "Основы маркетинга". М., 1991
  • "Современная западная социология", словарь. М., 1990

4. Общество и его герой

Цель урока: Раскрыть механизмы подражания и социального научения. Понимание принципов формирования группы и ее внутренних законов. Понятие о заражении девиантной идеологией. 

Герой вымышленный и настоящий. Подвиг и поступки. Социальное научение. Подражание. Модель СМИ как муляж героя. Подражание девиациям. Нарушение кодов. Социальная кожа. Преступление и наказание. Отторжение от общества. Депрессия. Наркотики.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Каких героев вы знаете?
  2. Что означает слово герой?
  3. Что такое подвиг?
  4. Что такое молва и слава!
  5. Каким образом социальный механизм подвиг-герой-награда используется для создания виртуального героя-муляжа?
  6. Как средства массовой информации могут имитировать молву и славу?
  7. Какие законы группового поведения вам известны?
  8. Каким образом формируются группы с девиантным поведением?
  9. Как проникает в группу девиантная идеология?
  10. Проанализируйте журнальные и газетные сообщения о звездах спорта, кино, рок-музыки. Транслируют ли эти сообщения информацию о нарушениях кодов одежды, кодов поведения, нарушении культурных норм, сексуальных девиациях. Содержат ли эти сообщения информацию о высоких гонорарах и успешных выступлениях исполнителя, его громкой славе, фанатах? Как эта информация будет воспринята подростками?
  11. Проанализируйте тексты песен рок-групп. Содержит ли эта информация трансляцию депрессии, модели девиаций, нарушение культурных и нравственных норм, ненормативную лексику, скрытое или явное упоминание о наркотиках?
  • А. Бандура "Теория социального научения" С-Птб., 2000
  • Г. Лебон "Психология народов и масс" С-Птб., 1995
  • Г. Тард "Мнение и толпа" М. 1998
  • К.Г. Юнг "Душа и мифы" Киев, 1996

5. Пропаганда наркотиков в науке, искусстве, СМИ

Цель урока: Научиться отличать скрытые рекламные сообщения и деструктивные воздействия в литературных произведениях, научно-популярных статьях н СМИ. 

Девиации в искусстве, литературе, СМИ. Тема "другая реальность". Депрессивные музыкальные воздействия. Стимул отвращения и обусловливание им основных жизненных ценностей. Практическая работа с вербально-визуальным рядом. Применение таблицы "Способы стимулирования".

Способы стимулирования:

  1. Связь предмета с сексом (безусловный сексуальный стимул обращает предмет в условный сексуальный стимул). Стимулируется потребность в половой жизни.
  2. Связь предмета с важными, значительными персонами, звездами, представителями высших слоев общества стимулирует потребность в самоуважении и вызывает желание идентифицироваться, стать значительным (первый мотив по Тарду - подражание с целью перенять опыт или хороший вкус).
  3. Приписывание предмету волшебных, мистических свойств, воздействующих на благоприятное течение жизни и позволяющих избегнуть всевозможных несчастий, стимулирует потребность в безопасности, защищенности.
  4. Сведения о широкой распространенности предмета (второй мотив подражания - страх оказаться вне общества, быть осмеянным) стимулируют потребность в присоединении, принадлежности.
  5. Сведения о злоупотреблении предметом вызывают чувство превосходства и подвигают к "правильному" употреблению. Стимулируется потребность в самоуважении, компетентность.
  6. Связь предмета с необычными, захватывающими ощущениями, эмоциями; приобретением нового, более высокого знания (качества, свойства), стимулирует потребности самоактуализации, реализации потенциала.
  7. Частое упоминание о предмете в средствах информации делает его узнаваемым, вызывает доверие, легитимизирует.
  • Э. Ноэль-Нойман "Общественное мнение" М" 1996
  • Н. Смейлзер "Социология" М., 1998
  • Ю. Давыдов И. Роднянская "Социология контркультуры"
  • Морозов В. П. Музыка как средство невербального воздействия" Труды ИП РАН, т. 2, М" 1997

6. Практические занятия

Цель урока: Привить навыки работы с универсальным определителем D-культуры. Самостоятельный анализ фрагментов контркультурных фильмов; журнальных статей и рекламных сообщений. Выполнение задания преподавателя.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ D-КУЛЬТУРЫ (Н.Е.МАРКОВА; ИСЭПН РАН; 2001)

  1. Тип телевизионного сообщения: (передача, научно-популярный, документальный, художественный, мультипликационньн фильм, шоу, музыкальная, спортивная, публицистическая, информационная передача и пр.
  2. Информация о герое (модели): 
    а) ВНЕШНОСТЬ - приятная-неприятная; привлекательная-непривлекательная; симпатичная-отталкивающая; красивая-безобразная; мужественная- немужественная; женственная-неженственная; мужеподобная-женоподобная; без признаков пола. 
    б) ОДЕЖДА И ПРИЧЕСКА - опрятная-неопрятная; чистая-грязная; добротная-рваная; модная-немодная; богатая-бедная; обычная-экстравагантная; с элементами субкультуры (татуировки, пирсинг, гребень, и т.д.). 
    в) ИНТЕЛЛЕКТ - умный-глупый; сообразительный-тугодум; тупой-остроумный; интеллектуальный-простой; глубокий-поверхностный. 
    г) ПРОФЕССИЯ-РОД ЗАНЯТИЙ 
    д) СТАТУС - высокий-низкий; элита; средний класс; дно общества.
  3. Совпадение - несовпадение вербальной и визуальной информации содержащейся в кадре. (Вербальная и визуальная информация указывается раздельно, определяется эффект восприятия, обусловленный несовпадением информации)
  4. Модели поведения, транслируемые телевизионным сообщением (действия, совершаемые героем для достижения цели): 
    а) Логичные, социально-приемлемые, морально оправданные, конструктивные 
    б) Алогичные, социально-недопустимые, аморальные, преступные.
  5. Наличие в телевизионном сообщении агрессивных моделей поведения; демонстрация вредных привычек; неадекватного сексуального поведения (сексуальных извращений).
  6. Модель поведения, обусловленная сексуальным стимулом, транслируемым телевизионным сообщением (обнаженное тело, сексуальное поведение и действия).
  7. Результаты действий модели, демонстрируемые телевизионным сообщением 
    а) ПОВЕДЕНИЕ ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ (вознаграждается успехом, признанием, деньгами, славой, комфортом, безопасностью, любовью, сексом, пищей. 
    б) ПОВЕДЕНИЕ НЕ ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ (не имеет видимых последствий) 
    в) ПОВЕДЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (герой теряет доброе имя, свободу, средства, любовь, здоровье, жизнь и пр.).
  • Д. Майерс "Социальная психология" С-Птб., 1997
  • Н. Маркова "Культуринтервенция" М., 2001
  • Р. Харрис "Психология массовых коммуникаций" М., 2001
  • Т. Шибутани "Социальная психология" Ростов-на-Дону, 1999