Форма и содержание компетенции антинаркотических кадров


Леонид Галанкин
доктор медицинских наук, 
профессор, ГМА им. адм. С.О. Макарова

Форма и содержание компетенции антинаркотических кадров

I. Формальные компетенции

   1. Под компетенцией (от лат. competere - соответствовать, подходить) кадров - понимают формально описанные требования к личностным, профессиональ-ным (и т. п.) качествам, необходимым выполнения определённого объёма полно-мочий. 
   Но этого мало, так как надо постоянно держать в уме контрольный вопрос: "Как оценить конечный результат работы компетентного лица? Создаст ли он дам-бу, защищающую население от наркодавления или создаст нормотворческие на-громождения на антинаркотическую тему?"

   2. Система оценки персонала - всегда подразумевает наличие критериев оценки с идеальным "портретом, моделью" сотрудника, описанного в терминах критериев. Но выбор объективных критериев по оценке профессиональной компе-тенции сталкивается с тем, что наркология находится на этапе эклектических зна-ний. 
   Это значит, что из-за недостатка ключевых знаний не открыты естественно-научные механизмы формирования зависимости от нарко-, токсикоманических ве-ществ, не установлены ключевые причинно-следственные связи между разрознен-ными фактами и областями "научного незнания" по Н. Кузанскому. В результате эклектических знаний - верные представления и догадки, настолько смешаны с не-достоверными гипотезами, что потеряна естественная грань между ними, пути до-казательства вывода остаются скрытыми от возможностей естественнонаучных ме-тодов. 
   Поэтому трактовка фактов и связей часто происходит не с помощью естест-веннонаучного подхода (die Naturwissenschaften), делающего выводы на основа-нии объективных, технических методов; а из оценочных суждений, получаемых экспертом с помощью психического, гуманитарного научного подхода (die Geis-teswissenschaften).

    3. Если вывод не может быть проверен объективными научными приёмами, то надо возвратиться к самому началу - к сопоставлению наблюдений за практикой, за опытом, в расчёте на то, что найдётся человек с практической зоркостью, способный увидеть пока малозаметный для науки факт, с которого начинается вся цепь событий. 
   Достаточно ли здесь формального описания его профессиональных компе-тенций? 

Пример: 
Каковы были компетенции в древнем Риме того, кто установил, что разве-дение сухого вина водой в пропорциях 1:5, даёт раствор с концентрацией алкоголя не превышающей базальную функцию печени и поэтому не вызывающего опьяне-ния. 

Таким образом. Из-за важной роли субъективного фактора к делу нарколо-гической профилактике в первую очередь надо исходить из содержания антинарко-тической компетенции. То есть следует привлекать людей одаренных, способных непосредственно видеть неравномерность знаний и своевременно восстанавливать гармонию практических средств и теоретических подходов. Здесь средняя норма творческих способностей была бы бесполезна.

II. Содержание антинаркотической компетенции.

    Таким качеством компетенции является личностная способность эффек-тивно вычленять те, пока малозаметные для науки, но главные знания, опираясь на которые с помощью механизмов, имеющихся в наличии на сегодняшний день, которыми можно вытащить всю антинаркотическую цепь.

      Известны следующие 

антинаркотические механизмы:

  • рестриктивной (от лат. restrictio - ограничение) антинаркотической работы, предполагающие ограничительные санкции, начиная от морального запрета по-требления и оборота, до институционального запрета незаконной пропаганды;
  • механизмы декриминализационной (от англ. decriminalize - исключить (деяние и т. п.) из числа уголовно наказуемых) антинаркотической работы, пред-полагающей отмену наказания за хранение небольших количеств наркотика;
  • механизмы легализации (от англ. legalize - легализовать, легитимировать, узаконивать) в антинаркотической работе, предполагающие полную свободу тор-говли от совершенно стихийной уличной продажи до своеобразной государствен-ной монополии.

Пример:

Реализация первичной профилактики в США в 1923 - 1939 гг. привела к снижению наркомании на 90%. 

Диаграмма 1. Реализация первичной профилактики в США
в 1923 - 1939 гг. привела к снижению наркомании на 90%.

Численность опиатных наркоманов в США в 1923-1939 годах была снижена примерно на 90 процентов практически без всякого улучшения лечения или исследований по данному вопросу. Инструментом явилась жесткая и последовательная рестриктивная политика, которая решающим образом снизила экспозиционное давление среды. Таким же образом в двадцатые годы была остановлена кокаиновая эпидемия в Германии и масштабная амфетаминовая эпидемия в Японии после Второй мировой войны (доктор мед. наук Нильс Бейрута, Шведский Институт Карнеги.

Заключение:

1. Невозможно защитить общество от действий наркомана, не вступив с ним в конфликт. Сейчас для этого требуется формальная наука. Поэтому создана такая дисциплина, как наркоконфликтология, есть несколько выпусков наркоконфликто-логов готовых выполнять антинаркотичепскую работу. Вот антинаркотические кадры. 

2. Те, кто создал наркоконфликтологию, пользуясь субъективной интуици-ей, разве имели в компетенциях формальную запись: "требованием к специалисту является умение создать новое направление в медицинской конфликтологии"? Но они создали наркоконфликтологию. Именно к ним надо обратиться сейчас, чтобы наладить действительно эффективную антинаркотическую работу.