ОБРАЩЕНИЕ участников научно-практического семинара "Наркоконфликт и религия. Как усилить сторону "против наркотиков" и ослабить сторону "за наркотики"?" к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации

О Б Р А Щ Е Н И Е
участников научно-практического семинара "Наркоконфликт и религия.
Как усилить сторону "против наркотиков" и ослабить сторону "за наркотики"?" 
к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации.

    За последнее десятилетие, принятие государственной властью целого ряда решений позволило выделиться в государственном менеджменте отдельному направлению - антинаркотическому управлению наркоситуацией.

    Создание в 2003 году Указом Президента РФ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков определило главный субъект системы антинаркотического управления, который обязан организовать достижение главных целей антинаркотической политики - уменьшение наркопреступности и сокращение численности наркоманов (ст. 4 Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").

    Необходимо отметить, что за эти годы в стране проведена большая работа, предпринятыми мерами удалось в определенной мере стабилизировать наркоситуацию. Правоохранительными органами достигнуты промежуточные успехи в части подавления организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса. Развивается сеть специализированных медицинских учреждений для оказания лечебной, реабилитационной помощи больным наркоманией. Органами государственной власти и общественными организациями ведется активная работа в части профилактики наркозависимости и наркопреступности.

    В тоже время нужно отметить, что ключевые проблемы выстраивания системы антинаркотической политики до сих пор не решены. Фиксация в Федеральном законе двух интегральных целей антинаркотической политики, подкрепленная созданием единого координатора данной деятельности позволяла надеяться, что со временем государственные и общественные структуры смогут выстроить свою работу таким образом, что ведомственные интересы, известная разобщенность, традиционная изолированность государства и общества друг от друга могут быть преодолены в сфере борьбы с наркоугрозой. Однако, формируя с 2003 года новую антинаркотическую политику руководители ФСКН России по ряду причин, обусловленных слабостью научно-методологического обеспечения антинаркотической деятельности, не поставили принципиально вопрос о скрытом несоответствии целей деятельности органов власти (наркологов, участковых инспекторов милиции, структур исполнения наказания и федеральных судов) целям национальной антинаркотической политики, сформулированным в Федеральном законе. Это вызывает справедливое беспокойство у антинаркотической общественности гражданского общества и руководителей негосударственных реабилитационных центров, инициативы которых по удержанию наркоманов в устойчивой ремиссии (более 1 года) фактически игнорируются Миздравсоцразвития РФ, не востребованы властью и не положены в основу государственного антинаркотического управления в регионах.

    Основной проблемой видится то, что негосударственные реабилитационные центры, фактически выполняющие задачи государства, зачастую без государственной поддержки, а иногда и с прямым его сопротивлением, абсолютно не вписаны в систему антинаркотической политики и не воспринимаются государством как мощный ресурс в борьбе государства и наркорынка.


В связи с вышеизложенным участники научно-практического семинара предлагают:
  1. Обратить внимание Президента (Правительства) РФ на то, что за 10 лет с момента принятия Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах") требования части 4 статьи 44 не выполнены и четкий порядок медицинского освидетельствования лиц подозреваемых в незаконном потреблении наркотиков до сих пор не разработан.
  2. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации внесение поправки в п. 4 ст. 54 ФЗ №3, в котором заменить текст "…в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан" на текст "…в соответствии с законом об оказании психиатрической помощи гражданам РФ"
  3. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации подготовку поправок в Налоговый кодекс РФ, позволяющих снижать налоги с предприятий, принимающих на работу по направлению органов власти наркозависимых находящихся в устойчивой ремиссии.
  4. Рекомендовать Государственному антинаркотическому комитету РФ инициировать внесение изменений в "Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту" (утверждено Постановлением Правительства РФ №31 от 23.01.2006), дополнив Перечень информаций показателем "О количестве наркозависимых лиц, находящихся в устойчивой ремиссия (например, более 1-го года)";
  5. Рекомендовать руководителям Антинаркотических комиссий субъектов федерации оценивать свои успехи по координации всех антинаркотических ресурсов региона по комплексному критерию эффективности - прирост количества лиц в устойчивой ремиссии из числа состоящих на учете больных наркоманией (например, более 1 года) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  6. Поручить аппарату Государственного антинаркотического комитета РФ изучить вопрос о возможности прикрепления пациентов реабилитационных центров к производственным предприятиям, как на этапе реабилитации, так и на этапе ресоциализации.
  7. Рекомендовать Государственному антинаркотическому комитету разработать пилотный проект "Лечение вместо наказания", с целью апробации возможности замещения условного наказания наркопотребителям, совершившим незначительные преступления, нахождением в аккредитованном государством реабилитационном центре в течение срока условного наказания
  8. Предложить группу российских экспертов ECAD в качестве общественного совета при Государственном антинаркотическом комитете РФ для осуществления экспертиз предложений и решений способствующих их реализации, в том числе в части их разъяснения и популяризации среди населения
  9. Реформировать наркологические структуры Минздровсоцразвития РФ в направлении повышения их заинтересованности в сокращении численности наркопотребителей, а соответственно, в возрастании численностинаркопотребителей живущих в устойчивой ремиссии.

Участники научно-практического семинара просят опубликовать данное обращение с официальными комментариями руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета в очередном номере всероссийского журнала "Наркоконтроль".


28 марта 2008 г.
Центр антинаркотической политики СПБГУ/ECAD