Открытая форма туберкулеза

02.11.2017

Преподавание Сергея Владимировича Курашова практически не упоминается в литературе, посвященной его жизненному пути. Лишь немногие авторы обращаются к этой области деятельности Сергея Владимировича. Хронологически преподавание Курашова разделено на два периода: казанский и московский.

В КГМИ Курашов с 1939 года читал курс лекций «Организация помощи душевнобольным». Это был первый опыт преподавания для Сергея Владимировича, и он должен занимать достойное место в его биографиях. Ведь никогда больше Курашов не выступал в роли преподавателя дисциплины, напрямую связанной с психиатрией, и именно с этим курсом связано начало формирования его преподавательского таланта. Курашов в этих лекциях передавал студентам свой богатейший практический опыт психиатра и главного врача психиатрической больницы. В результате выпускник института прекрасно представлял задачи, которые встанут перед ним в процессе работы. Более того, уже имелась модель действий, которую можно было с успехом использовать на практике. Мы расскажем, что такое открытая и закрытая форма туберкулеза и что можно делать дальше.

Преподавательская деятельность Сергея Владимировича в первом московском медицинском институте началась в 1955 году и касалась социальной гигиены. Именно в это время его педагогический талант, формирование которого началось в период преподавания в КГМИ, в полной мере проявился. В своих лекциях Курашов рассматривал такие проблемы, как сердечно -сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, туберкулез, и многие другие. Он развивал идеи взаимосвязи социальных аспектов медицины с социологией, но не ставил между ними знака равенства, как это было принято в то время в странах Запада. В лекциях обращала на себя внимание логика раскрытия социально-гигиенической сущности заболевания. Каждая проблема рассматривалась с пяти сторон: 1) распространенность заболевания; 2) ущерб, наносимый обществу; 3) главные причины распространенности заболевания в условиях жизни социума; 4) медико-санитарные аспекты профилактики; 5) организация медицинской помощи больным. Именно такая постановка проблемы способствовала наиболее четкому обоснованию социально-гигиенического подхода к борьбе с различными заболеваниями. Сергей Владимирович заботился об углублении изучения студентами санитарной статистики и статистики вообще.